Если обратиться к работе Игоря Гарина «Загадочный Гоголь», то там можно найти предположения, основанные на выводах писателя Дурылина. Заключаются они в том, что судьба второго тома «Мертвых душ»не связана с огнем, а с большой вероятностью он был кем-то украден.
Роль коварного похитителя досталась графу Александру Толстому. Именно в его доме в Москве прошли последние годы писателя. Мол, граф решил украсть произведение стразу после смерти Гоголя, чтобы проверить — нет ли в нем литературного персонажа, похожего на него, Толстого. Скорее всего причиной могли быть пересуды, возникшие после выхода в свет сборника «Выбранные места из переписки с друзьями», где Гоголь привел несколько писем к графу. Но дело все в том, что цензура их запретила. Видимо, граф решил подстраховаться, украл рукопись, компрометирующие части забрал, а остальное возвратил людям, которые являлись душеприказчиками Гоголя (губернатор Капнист и профессор Шевырев).
Одновременно Толстой придумал историю, что Николай Васильевич сам превратил в пепел некоторые, неудачные, как он считал, части поэмы. В сильном эмоциональном порыве. То, что произведения Гоголя действительно были у Толстова, видно из его писем. Например, он писал сестре, что не может довериться Шевыреву и отдать бумаги ему на изучение. Те исследователи, что придерживаются этой версии, считают, что граф Толстой не хотел уничтожать второй том полностью. Он лишь спрятал те главы, которые могли его скомпрометировать. И что бумаги до сих пор находятся в тайнике и ждут, когда же их найдут.
По мнению норвежского исследователя Гейрома Хьетсо, что Гоголь не швырял рукопись в огонь, поддавшись приступу самокритики, а сделал это совершенно случайно. Писатель вернулся со всенощного бдения и решил, что следует навести порядок в бумагах — сжечь ненужные бумаги. И по ошибке отправил в печку некоторые главы своего произведения.
Такая же версия излагается одним из литераторов, Юрием Иваском. Он полагает, что Гоголь был очень невнимательным человеком. Поэтому в огне оказались главы второго тома знаменитой поэмы. Мол, писатель уничтожал черновики поэмы, но настолько увлекся процессом, что не заметил, как в печку полетела стопка листков законченного произведения, переписанного набело.
По версии литературоведа Владимира Воропаева, Гоголь вообще отправлял рукопись в печку. Он ее элементарно не дописал. Ведь есть 4 главы, а также частичная концовка. Их люди смогли прочитать исключительно благодаря черновикам. Продолжения истории в виде «беловика» найти не удалось. Тот же Гарин при рассмотрении этой версии писал, что Гоголь в конце жизни чувствовал себя очень плохо, страдая от прогрессирующего склероза. Работа давалась ему с большим трудом. Гарин принимает во внимание и еще один вариант: Гоголь, переживая за судьбу произведения, просто инсценировал гибель второго тома. Это было сделано, чтобы обезопасить поэму от редактирования царской цензурой. Мол, писатель сжег при свидетеле-слуге какие-то ненужные бумажки, а подлинники отдал верным друзьям. Одним из них, по предположениям мог быть митрополит Филарет.
Есть также более загадочная версия: в похищении рукописи участвовали агенты Третьего отделения. Якобы они совершили этот поступок, поскольку писатель в своей поэме писал о судьбе Российской империи и, соответственно, о династии Романовых. Приверженцы этой теории считают, что Гоголь мог описать крушение самодержавия и всей императорской семьи.
И еще одно интересное мнение, высказанное Николаем Фохтом, которое было опубликовано в журнале «Русский пионер». Как ни удивительно, существует конспирологическая теория. Ее сторонники считают, что Гоголь и не собирался писать продолжение «Мертвых душ», а скандал с сожженными главами устроил с целью саморекламы. Сегодня бы это назвали черным пиаром. То есть, писатель просто поиздевался над своими поклонниками и недругами. Приверженцы конспирологической теории предполагают, что Гоголь провернул эту аферу не один, а совместно с друзьями. Он якобы читал им некоторые главы «Мертвых душ», а на деле в стопке бумаг лежали ненужные листочки, которые можно было просто выкинуть.
Фохтом же выдвинул и еще одну версию — писатель не кидал в печку рукопись, а отвез ее в Сорочинцы (родовое гнездо), где надежно спрятал, закопав в землю. При этом никому ничего не рассказал, но крестьянам отдал такой приказ: когда будет неурожайный год, следует вскопать все пашни, отыскать бумаги и дорого продать их. Это поможет как «вытащить» имение из экономической ямы, так и показать всему миру гениальную поэму.
И еще один интересный факт: в 2009 году отмечалось 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. И в это году бизнесмен из США Тимур Абдуллаев сделал заявление, что у него есть уникальное, самое полное рукописное издание второго тома «Мертвых душ». При том была проведена проверка подлинности. Все 163 страницы были признаны подлинными, это признали специалисты библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге и опытные эксперты аукциона «Кристи». Может быть, скоро все прочтут новые «Мертвые души».