Никто, кроме самой Анны Павловой, не мог бы сказать, что в написанной ею автобиографии правда, а что – вымысел. В источниках указано, будто отцом будущей балерины стал Матвей Павлов, но можно встретить упоминание и о том, что родителем её был известный банкир Лазарь Поляков, возлюбленный матери. От него, по непроверенным данным, и досталась Любови Фёдоровне в качестве отступных небольшая собственная прачечная, приносившая стабильный доход.
В любом случае, сама Анна Павлова придерживалась официальной версии: отец скончался, когда ей было всего два года, а жизнь её с матерью была тяжела и беспросветна. Единственной отдушиной в сером мире маленькой Анны стало, по её собственным словам, посещение Мариинского театра. Хотя на самом деле глобальной нужды семья не испытывала.
После премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа девочка, никогда до этого не отличавшаяся решительностью и смелостью, вдруг заявила, что она станет балериной. В 10-летнем возрасте она поступила в Императорское театральное училище и покинула Лигово, где жила.
Любовь Фёдоровна после отъезда дочери вздохнула с некоторым облегчением: теперь Анна находилась на полном государственном обеспечении. Дома она не бывала, ибо учениц балетного класса не отпускали даже на каникулы, якобы из-за имевших место прецедентов со сбежавшими юными балеринами.
После окончания училища Анну Павлову приняли в труппу Мариинского театра, где она очень быстро произвела фурор и попала под покровительство самой Матильды Кшесинской. Последняя пыталась устроить судьбу талантливой балерины и, по слухам, предлагала юной Анне стать содержанкой внука Александра II Бориса Владимировича. Но Павлова отвергла «выгодное» предложение, ибо перед глазами её всё ещё стоял пример матери, имевшей отношения без обязательств с богатым банкиром. Она точно знала, что добьётся успеха без всякого покровительства.
Анна Павлова на вопросы о личной жизни отвечала, что она – монахиня искусства, и только театр занимает все её мысли. Однако это вовсе не было правдой. Доподлинно неизвестно, где и при каких обстоятельствах познакомилась балерина с молодым бароном Виктором Дандре. Одна из легенд гласит о том, что аристократ принялся ухаживать за балериной на одном из светских мероприятий. То ли с целью повысить собственную самооценку, то ли на спор с приятелем, Дандре принялся покорять сердце красавицы. И Анна сама не заметила, как влюбилась.
Виктор Дандре немало поспособствовал продвижению Анны Павловой. Благодаря его участию она стала танцевать исключительно ведущие партии, а ещё он снял для возлюбленной роскошные апартаменты и стал одевать по последней моде. Вот только жениться на балерине он не собирался, ведь безродная танцовщица вовсе не подходила по статусу представителю высшего света.
Но она не допускала даже мысли о том, что Дандре может на ней не жениться. И была совершенно разбита, когда узнала: Виктор готовится к свадьбе, но не с ней. Павлова тут же разорвала все отношения с возлюбленным, хотя на самом деле подготовка к бракосочетанию была только слухом. Балерина спасалась работой, изнуряла себя у станка и именно в то тяжелое время станцевала «Умирающего лебедя», сделавшего её бессмертной.
После Анна Павлова приняла решение уехать в Париж для участия в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. У неё даже случился роман, но особенных чувств у балерины не было. Единственное, чего она хотела – забыть возлюбленного. Когда же до Анны дошли слухи о заключении Виктора Дандре под стражу то ли из-за взятки, то ли из-за невозможности расплатиться по счетам, она тут же покинула труппу Дягилева и уехала в Америку.
Спустя год Виктор Дандре вышел на свободу. Залог за его освобождение внесла Анна Павлова. Она поставила себе цель – вытащить его из тюрьмы – и на протяжении года использовала любую возможность, чтобы собрать необходимую сумму. А затем тайно вывезла возлюбленного из Петербурга.
Он же был совершенно обескуражен её благородством. Теперь он был влюблён и страдал от холодности своего «Умирающего лебедя». Впрочем, Анна Павлова согласилась стать его женой, но при одном условии: он никому не станет говорить о том, что они женаты. И тайна этого брака была раскрыта уже после смерти балерины.
Спустя совсем немного времени после венчания Анна Павлова создала свою труппу, с которой объехала весь мир. Балерине рукоплескали в каждом зале, где она танцевала, ей поклонялись, её боготворили. А Виктор Дандре, по сути, стал директором и продюсером, добровольно возложив на себя все организационные и хозяйственные вопросы.
А ещё он безропотно выдерживал бесконечные истерики Анны Павловой, которая постоянно упрекала супруга, била посуду и даже набрасывалась на него с кулаками. Он же, казалось, обладал ангельским терпением и всё списывал на обратную сторону таланта жены. Его мир обрушился в 1931 году, когда Анны Павловой не стало. Виктор Дандре, пренебрегавший балериной в молодости, совершенно не представлял себе, как жить без неё в зрелом возрасте.
Урна с прахом Анны Павловой покоится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин, в Лондоне, а рядом нашлось место для урны с прахом её мужа и единственной любви великой балерины.
30 мая ’2021 11:48
|