Зарегистрировано — 123 424Зрителей: 66 511
Авторов: 56 913
On-line — 10 407Зрителей: 2023
Авторов: 8384
Загружено работ — 2 123 002
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему приспешник Гитлера и «великий коллекционер» Герман Геринг стал бедой для мирового искусства
Организованное разграбление произведений искусства с завоёванной европейской территории было стратегией, развёрнутой нацистской партией, главным сторонником которой был Герман Геринг. На самом деле, в разгар нацистской власти в начале 1940-х годов, между Гитлером и Герингом развернулась настоящая борьба за власть, повлёкшая за собой ряд неизбежных последствий.
Известно, что самому Гитлеру в начале его жизни было отказано в приёме в Венскую академию изящных искусств, но это нисколько не помешало ему на протяжении всей своей жизни считать себя великим знатоком искусства. В своей книге «Моя борьба» он яростно атаковал современное искусство и его доминирующие тенденции того времени – кубизм, дадаизм и футуризм. Дегенеративное искусство – термин, используемый нацистами для описания многих произведений искусства, созданных современными художниками. В 1940 году под эгидой Адольфа Гитлера и Германа Геринга была сформирована оперативная группа рейхсляйтера Розенберга, возглавляемая Альфредом Розенбергом, главным идеологом нацистской партии.
ERR (как его сокращенно называли по-немецки) действовала на большей части территории Западной Европы, Польши и стран Балтии. Его главной целью было культурное присвоение собственности – бесчисленные произведения искусства были либо безвозвратно утеряны, либо сожжены публично, хотя союзники смогли вернуть многие из этих произведений своим законным владельцам.
Портрет молодого человека Рафаэля, украденный нацистами из музея Чарторыйского, считается многими историками самой важной картиной, пропавшей со времён Второй мировой войны. Рафаэль был не единственным известным художником, которого разыскивал заместитель Гитлера. Герман Геринг ревностно охранял и ценил шедевры Сандро Боттичелли, Клода Моне и Винсента Ван Гога.
Когда нацисты потерпели поражение, Геринг попытался погрузить всю добычу в Каринхалле в поезда, направляющиеся в Баварию, взорвав Каринхалл позади себя. Хотя многое было безвозвратно утрачено или уничтожено, рукописный каталог Геринга, содержащий почти тысячу четыреста работ, хранился в его загородном доме под Берлином. По самым скромным подсчётам, Герман приобретал не менее трёх картин в неделю. В 1945 году «Нью-Йорк таймс» оценила стоимость этих работ в двести миллионов долларов, что на сегодняшний день составляет почти три миллиарда долларов.
Герман жил жизнью крайней роскоши и богатства. Ко всему прочему он любил и более изысканные вещи: от драгоценностей и животных в зоопарке до тяжёлой зависимости от морфия. Каждый год в день его рождения, 12 января, Гитлер вместе с нацистской верхушкой осыпал его произведениями искусства (и другими дорогими предметами). Масштаб его коллекции был настолько велик, что многие предметы небрежно валялись в его охотничьем домике, несмотря на презентацию, происхождение или оценку. Как правило, все они были приобретены из музеев и частных коллекций западноевропейских стран, особенно тех, которые принадлежали еврейской общине.
На перекрёстном допросе в Нюрнберге Герман заявил, что действует как культурный агент немецкого государства, а не для личной выгоды. Он также признался в своей страсти к коллекционированию, добавив, что хочет, по крайней мере, небольшую часть того, что было конфисковано. Его собственная экспансия во вкусах является маркером одновременно расширяющейся власти нацистов. Изучение каталога произведений искусства Германа Геринга указывает на доминирующий интерес к европейскому романтизму и обнажённым женским формам. Стоит также отметить, что в его жизни было два человека, которые с огромным рвением поддерживали его жажду обладать искусством - его жена Эмми, которая была одержима французскими импрессионистами, такими как Моне, и арт-дилер Бруно Лозе.
Лозе приобрёл печально известную славу одного из главных грабителей искусства в истории. Уроженец Швейцарии, Бруно был крепким молодым офицером СС, свободно говорил по-французски и получил докторскую степень по истории искусств. Он был уверенным в себе обманщиком, манипулятором и интриганом, который привлёк внимание Германа Геринга во время его визита в художественную галерею Jeu de Pume в Париже в 1937-38 годах. Здесь они разработали механизм, с помощью которого рейхсмаршал отбирал произведения искусства, украденные у французской еврейской общины. Частные поезда Геринга должны были доставить эти картины обратно в его загородное поместье под Берлином. Гитлер, считавший современное искусство и его доминирующие формы «дегенеративными», предпочёл, чтобы Лозе сохранил для него лучшие произведения искусства, в то время как несколько работ таких художников, как Дали, Пикассо и Брак, были сожжены или уничтожены.
Jeu de Paume стал охотничьим угодьем Лозе (сам Геринг лично посетил музей около двадцати раз в период с 1937 по 1941 год). «Мост Ланглуа в Арле» Ван Гога (1888) был одним из нескольких бесценных шедевров произведений искусства, отправленных Лозе из Jeu de Paume в Париже на частном поезде в загородный дом Геринга.
Несмотря на то, что Лозе попал под арест, в скором времени он был освобождён из тюрьмы и стал частью теневой сети бывших нацистов, которые продолжали безнаказанно торговать украденными произведениями искусства. Среди них были шедевры сомнительного происхождения, которые были куплены американскими музеями. Герман Геринг так стремился заполучить Вермеера, что ради этого обменял сто тридцать семь награбленных картин.
После смерти Лозе в 1997 году в его банковском сейфе в Цюрихе и в его мюнхенском доме были найдены десятки картин Ренуара, Моне и Писарро, стоимостью во много, много миллионов долларов.
Многообразные последствия нацистского грабежа нельзя недооценивать. Начнём с того, что культурное присвоение и срочность приобретения и уничтожения служат напоминанием о том, что такие силы, как нацисты, стремились завоевать сферу искусства и культуры. Это культурное присвоение также является попыткой овладеть историей через войну и насилие.
Во-вторых, хронологическая документация, такая как письменный каталог произведений искусства Германа Геринга, указывает на изменение внешней власти нацистов. Эти приобретения всё больше ассоциировались с великими художниками Западной Европы, особенно с искусством, которое развивалось во время и после Европейского Возрождения между XIV и XVII веками. Это также проливает интересный свет на личное богатство и излишества нацистов, особенно элиты.
В-третьих, влияние на современное искусство и учёных, особенно еврейских академических искусствоведов, таких как Эрвин Панофски, Аби Варбург, Вальтер Фридлендер, было глубоким. Это привело к «утечке мозгов», когда некоторые из самых выдающихся еврейских учёных и интеллектуалов бежали в зарубежные учреждения. В этом процессе США и Великобритания были самыми большими бенефициарами, поскольку их университеты предлагали щедрые поощрения в виде грантов, пособий, стипендий и виз. Финансисты тоже бежали через Атлантику, и в результате в 1940-х годах началось рождение более крупных движений в визуальном мире, таких как Голливуд.
Наконец, было бы справедливо утверждать, что Герман Геринг был грабителем и мародером, а не коллекционером произведений искусства. Как заместитель Адольфа Гитлера, он руководил бесчисленными ужасающими кампаниями по уничтожению культурных богатств Европы и разграблению целых аспектов решающей и невосполнимой истории. Это, конечно, в дополнение к кровопролитию, которое под его руководством велось на просторах Западной Европы, и миллионам погибших в результате этого.