К большому сожалению о талантливом итальянском мастере известно не так уж и много. Джулиано Финелли (Giuliano Finelli) (1601-1653) - скульптор эпохи барокко, которая охватила 1600–1700 годы. Он родился в семье масона-каменщика в городе Каррара, который был известен добычей белого мрамора. Впрочем, и по сей день город и всю провинцию Масса-Каррара называют мраморной жемчужиной, где испокон веков добывали дорогостоящий белый мрамор.
Азы мастерства резьбы по мрамору Финелли с юных лет приобретал в мастерской Микельанджело Накьерино, одного из самых выдающихся неаполитанских скульпторов. В ученики к мастеру он попал 10-летним мальчишкой в 1611 году, когда сопровождал своего дядю в Неаполь.
В 1622 году Джулиано оставил своего учителя и перебрался в Рим, где стал работать подмастерьем в большой мастерской знаменитого Лоренцо Бернини. Со временем Лоренцо, видя в своем ученике невероятный талант к тонким работам, стал допускать Финелли к изготовлению многих своих скульптур. На то время самый высокий уровень своего мастерства начинающий скульптор проявил в знаменитой композиции Бернини "Аполлон и Дафна" (1622–1625). Присмотритесь к изящно вырезанным веткам и корням, которые "произрастают" из рук и ног Дафны - это работа молодого Джулиано Финелли.
Шло время, и более расторопные ученики Бернини вытеснили Финелли из мастерской мэтра. Тот некоторое время имел случайные заказы, которые получал при посредничестве римского художника Пьетро да Кортона. Однако невзирая на то, что техника выполнения скульптур Финелли была достаточно высокой, он не смог конкурировать с бравурностью и динамизмом, а также со скоростью изготовления с произведениями Бернини, которые тот выполнял с помощью других мастеров.
В 1629 году Джулиано оставляет Рим и снова перебирается в Неаполь, где у него появилась собственная мастерская и ученик Доменико Гвиди - его племянник, ставший позднее известным скульптором. Однако и в этом городе у мастера нашелся конкурент - местный скульптор Козимо Фанцаго (1591-1678).
В Неаполе у Финелли также был и покровитель - кардинал Шипионе Боргезе, чьи мраморные скульптуры украшают многие соборы Италии, в их числе и бюст, выполненный Джулиано Финелли. В Неаполе Джулиано Финелли из мрамора на заказ выполнил несколько портретов и религиозных скульптур для Кафедрального собора Святого Януария, построенного в XIII веке.
Финелли был невероятно скрупулёзен в вырезании крошечных деталей. И это его эмоционально и физически истощало. Кружевные воротники, оборки и меха на его бюстах настолько тщательны высечены, что нельзя даже подумать о том, что они из мрамора. До конца своих дней Джулиано Финелли продолжал творить. В последние месяцы жизни находился в Риме. Умер в 52 года по неизвестной причине, и похоронен в Римской церкви Святого Луки и Марты.
Кто был в Париже и посещал крупнейший художественный музей мира Лувр, тот наверняка имел счастье в одном из просторных его залов увидеть необычайной красоты и тонкой работы скульптурный портрет прекрасной итальянской девушки Марии Дульиоли Барберини (Maria Duglioli Barberini), датированный 1621 годом. Автор этого шедевра, как вы уже поняли - итальянский скульптор эпохи барокко Джулиано Финелли.
Это невероятное творение стало вершиной творчества неаполитанского скульптора, которое до сих пор, а именно четыре века спустя, заставляет зрителей с замиранием сердца вглядываться в мельчайшие детали портрета, кружевной воротник и оборки. Вглядываться и восторгаться... И хотя мы сейчас понимаем, что современные скульпторы без больших усилий могут создать нечто подобное с помощью специальных электроинструментов, фрез и буров. Но в голове совершенно не укладывается, как это можно было создать вручную 400 лет тому назад.
Возникает также еще один вопрос: кто такая эта прекрасная итальянка Мария Дульиоли Барберини? И, разумеется, у истории есть на это ответ. Мария - родная племянница 235-го Папы римского Урбана VIII, жила в XVII веке и умерла в возрасте 21 года. Именно ее скульптурный портрет в мраморе и увековечил для потомков невероятно талантливый скульптор эпохи Барокко.
Могли ли Джулиано и Мария быть знакомы? Определенно - могли! Историки предполагают, что юный Джулиано посещал дом Барберини, вместе со своим учителем, живя в Риме. Он в то время работал над созданием мраморных шедевров совместно с Лоренцо Бернини, которому двери в дом семьи Барберини были открыты всегда...
Обоим в 1621 году было немного больше 20-ти ... А через несколько месяцев юной красавицы из богатой, знатной и влиятельной семьи не стало - ранняя смерть оборвала ее жизнь. Мы теперь уже никогда точно не узнаем: успели ли вспыхнуть чувства, или только стали зарождаться в сердце молодого скульптора к девушке; по заказу ли убитых горем родных Марии, иль по зову своего тоскующего сердца - талантливый скульптор, спустя пять лет явит миру поистине шедевр эпохи барокко в лице юной Марии.
И еще один любопытный факт из истории. На груди скульптурного портрета Марии Дульиоли Барберини, если присмотреться, можно увидеть маленькую брошь в виде пчелы. Именно пчела была символом всего рода Барберини.
Существует старинная легенда, согласно которой: "Некогда в богатое семейство Барберини пришла беда. Умирал любимый сын, наследник рода. Врачи оказались бессильны помочь. О постигшем род Барберини горе, узнал бортник - добытчик дикого меда. Он стал лечить умирающего травами, настоянными на меду, а также укусами пчел, и наследник поправился. От счастья семья Барберини не знала, как отблагодарить старика-бортника. Но тот исчез, так и оставшись неизвестным. И тогда семейство Барберини решило увековечить память о бортнике, поместив пчелу на своем родовом гербе. Это было хитроумное решение, потому что пчела считалась царственным насекомым, издавна была символом чистоты, свежести, непорочности, праведной жизни, трудолюбия и божественного происхождения".
Не правда ли, красивая история!
Вернувшись из Рима в Неаполь, скульптор создал еще немало утонченных скульптурных портретов, увековечив в мраморе известных итальянцев своей эпохи, а также религиозных деятелей.
Присмотритесь к бюсту поэта Браччолини. Насколько невероятно реалистично выглядит меховая накидка, вызывающая неимоверное желание прикоснуться к ней, чтобы ощутить тепло и мягкость соболиного меха.
Или же воротник-раф принца Микеле Дамаскени-Перетти, так называемый «мельничный жернов». Эта невероятно тонкая работа не поддается осмыслению.
И в заключение хотелось бы отметить, нам невероятно повезло, что подобные произведения искусства дошли до нашего времени и сохранились в первозданном виде. И сегодня эти творения рук человеческих поражают и восхищают ценителей прекрасного своей изумительной красотой и мастерством исполнения также, как 400 лет тому назад.
14 мая ’2021 21:26
Невероятная проработка! Изысканно!
|