Жизнь царского дворца подчинялась некоторым правилам этикета, созданным по образцу западноевропейских тенденций. В 1826 году по указу Николая I было создано специальное Министерство Императорского двора, где были прописаны правила и положения о жизни и выходах при высочайшем дворе. Также это касалось и выходных туалетов, особое внимание уделялось платьям правящих лиц и сопровождающих их спутниц на различных официальных мероприятиях, проходящим при дворе.
Например, императрица непременно должна была быть одета в платье с разрезными рукавами, которые спускаются вдоль юбки. Это было отличительной чертой русского покроя. Надевать что-то поверх ее платья было не позволено. Если у императрицы были какие-то изъяны фигуры, их не прикрывали накидкой, а отвлекали внимание от них с помощью массивных колье и других украшений. А вот женщины старшего поколения, которые не имели никакого ранга при дворе, с легкостью могли прикрыться, например, пралине.
В середине ХIХ века главными элементами одежды у придворных дам были лиф-корсет, нижняя атласная и верхняя распашная юбки, вторая из которых переходила в длинный шлейф. Кстати, самый длинный шлейф носила императрица, его длина достигала около пяти метров. Дамы при дворе тоже были облачены в платья русского кроя, но в зависимости от статуса цвет платья и узоров были различными. К примеру, фрейлины императрицы надевали бархат алого цвета с золотой вышивкой, а вот у фрейлин княгинь вышивка была серебристой, несмотря на то, что цвет самого платья был таким же. Статс-дамы облачались в платья из бархата зеленого и изумрудного цвета, а вот для гофмейстерин был уготовлен малиновый оттенок.
Несмотря на то, что главное внимание уделялось больше тому, как выглядели женщины, так как они были настоящим украшением любого мероприятия, мужчины все же не оставались в тени. У них, конечно, все обстояло проще. Военные надевали на светские рауты парадные мундиры, а гражданские — фраки. Выделиться как-то по-особенному, представители сильного пола могли, благодаря необычной ткани либо различным аксессуарам, например, пуговицам или булавкам с бриллиантами и другим драгоценным камням.
Благодаря различным аксессуарам костюма, можно было определить статус гостя торжества. Например, камергера можно было узнать по позолоченному ключу на голубой муаровой ленте, а церемониймейстера — по жезлу, подобному черной деревянной трости с шаром из слоновой кости и гербовым орлом.
Шикарные выходные наряды императрицы еще более выгодно смотрелись в сочетании с различными драгоценностями, которые были двух видов: для особых случаев и повседневные. На торжественные мероприятия, естественно, надевали самое дорогое и красивое. У жены императора Александра III, Марии Федоровны, лучшим нарядом считалось платье из серебристой парчи, а блеска и шика добавляла тиара с бриллиантами, жемчужные бусы и ожерелья. Ее любимым украшением была жемчужная брошь на черной бархотке.
С 1880-х до 1910-х годов писком моды был склаваж (в переводе с французского «ошейник раба») - колье, состоящее из цепочек, плотно прилегающих к шее, которые образуют одну полосу, с закрепленными вставками бриллиантов, жемчугов и других драгоценностей или бусин. Зачастую к склаважу прикрепляли еще ожерелья, которые свисали до декольте.
Моветоном было надевать бриллианты в утреннее и дневное время. Эти украшения дополняли образ дам лишь на балах, званых ужинах и других светских мероприятиях. Кстати, если мероприятие было слишком уж масштабным, например, бал, где принимало участие свыше трех тысяч гостей, то старались не надевать слишком уж громоздкие и дорогие украшения. Ведь при таком количестве приглашенных гостей во время танцев можно не только порвать подол платья, но и с легкостью разорвать жемчужную нить. Придворные Николая I вспоминают, что бывали случаи, когда обувь, танцующих в кураже господ, давила на полу рассыпанные драгоценности и жемчуг, причем треск был настолько громким и частым, что даже немного заглушал музыкальное сопровождение.
Императрица всегда была законодателем мод при дворе, причем по правилам этикета всем было запрещено одеваться лучше, богаче и эффектнее, чем она. У всех императриц были любимые модельеры и портные. К примеру, супруга Александра III достаточно часто заказывала роскошные наряды у одного из наиболее известных кутюрье Европы. Заказ императрица делала при помощи писем, кстати, это исключение он делал лишь для Марии Федоровны. Она была его любимой заказчицей, ведь они понимали друг друга полуслова, а разногласия обходили их стороной.
Чтобы не ездить постоянно на примерки в Париж, для кутюрье сделали точный манекен фигуры императрицы. Так что жена Александра III старалась держать себя в форме, чтобы платье приходилось впору. Но с фигурой императрице повезло. Даже после сорока лет ее талия была чуть больше шестидесяти сантиметров. Многие восхищались ее стройным силуэтом, по ней трудно было сказать, что она родила пятерых детей. Да и внешне она выглядела всегда младше своих лет.
Из русских кутюрье фаворитом императрицы была петербурженка Авдотья Ивановна. Создание костюмов для императорского театра было основным родом ее деятельности, но вскоре она начала шить и для императрицы.
Александр III, в отличие от своей супруги, не любил наряжаться. Он всячески избегал различных балов, особенно маскарадов. Но бывали случаи, когда избежать этих мероприятий не получалось. Штатские костюмы он надевал лишь в командировках за границей, так что чаще всего его видели в военной форме. В выборе одежды ему было угодить сложнее, чем его супруге. У него постоянно возникали ссоры с портными.
Путешествовать по Европе Александр III любил в прогулочных костюмах-тройках, а вот для различных визитов в гости или походов в театр, он выбирал костюм из шерсти, с атласным воротом, пуговицами, обтянутыми басоном, элегантной бабочкой и белой рубашкой.
Кроме повседневных и торжественных нарядов императоров, были еще и для одного особого случая, например, свадебное платье. К этому торжеству была особая подготовка, соответственно, и наряд делали более изысканный. Подвенечное платье шили из серебряной парчи, украшая вышивкой серебряных нитей, а также перьями.
Возьмем, к примеру, подвенечное платье невесты императора Николая II, княгини Александры Федоровны. Отличительной чертой ее серебряного платья был шлейф, длиною около четырех метров, который несли целых десять придворных. Завершала образ невесты шикарная свадебная корона, украшенная алмазами.
Свадебная процессия совпала с днем рождения Марии Федоровны, у которой в это время был траур по супругу. Торжество на этот день ослабило траур по императору. Вдова в день свадьбы выбрала платье из белого шелкового крепа. Такой цвет, как еще и черный с серым, был традиционным для траурных дамских нарядов. Выбор конкретного цвета выбирали, в зависимости от степени и периода траура. Единственным допустимым украшением траурного платья были рюши, которые обрамляли подол или шлейф.
Для одного особого случая шили не только подвенечные платья. Для жениха из императорской семьи изготавливали халат из серебряной парчи либо же из глазета, тоже разновидности парчи на шелковой основе, с металлическим утком серебристого цвета. Дополнением к халату был кушак из такой же ткани и туфли, которые зачастую окантовывали лебяжьим пухом. Этот халат жених надевал лишь один раз, когда шел в спальню к своей жене в первую брачную ночь. Этот костюм, как и ритуал, был очень важен. Он был наравне, например, с запретом видеть невесту до свадьбы. Хотя мужчинам ритуал с халатом не очень нравился, но что уж тут поделаешь, традиции, есть традиции.