Окунувшись немного в историю человечества, хотелось бы напомнить, если не считать первобытных людей, которые разрисовывали свои пещеры, то первыми расписывать свои жилища начали египтяне около пяти тысяч лет тому назад, нанося самодельные краски на стены, обмазанные глиной. За тысячелетия живопись развивалась, совершенствовалась, меняла свои формы. В средние века мастерами создавались живописные иконы, которыми оформлялось внутреннее убранство храмов. В эпоху Возрождения появились полноценные портреты, пейзажи и натюрморты. И если XIX век был очень романтичным, а живописцы стремились к идеалу, то в XX веке искусство стало более жестким, в чем-то бунтарским. XXI век принес новейшие цифровые, в том числе 3D технологии, но многие художники все также продолжают писать живописные полотна.
Живопись в наши дни широко используется в различных стилях интерьера. Наведем примеры самых популярных из них.
Классический стиль ассоциируется с дворцами и усадьбами состоятельных людей, где внутри и снаружи царит роскошь, которая выражается в натуральных материалах, качественном текстиле, лепнине, изящном декоре. Классический стиль в живописи – портреты, пейзажи, жанровая живопись, натюрморты, заключенные в роскошные позолоченные рамы. Классика всегда в моде. Это стиль, который проверен временем и не гонится за новомодными течениями в дизайне.
Стиль лофт – полотна с четкими деталями – пейзажи современных городов, подробные изображения автомобилей, мотоциклов, зданий, а также различные надписи. В эпоху универсальности и практичности, интерьер в стиле лофт завоевал особую популярность. Он подходит для оформления просторных апартаментов и загородных домов, небольших квартир и офисных помещений. При минимальных затратах реализуются все современные требования и модные тенденции.
Стиль кантри – помогает сохранить деревенские традиции и окунуться в мир воспоминаний о далеком детстве. Живопись в этом стиле - пейзажи, натюрморты, жанровые сцены в том числе выполненные акварелью, на деревенскую тематику.
Стиль прованс – это дизайнерское направление, являющееся разновидностью французского кантри. Предметы интерьера в этом стиле характеризуется простотой, но в то же время и изяществом, легкостью и красотой. Живопись в этом стиле - это изображения цветущих полей, натюрмортов с пышными букетами, сельских животных, птиц.
Минимализм в дизайне интерьера, вопреки распространенному мнению, — это не когда мало. Минимализм — это когда достаточно, а ещё комфортно, функционально и красиво. Стиль минимализма в живописи – простое полотно без рамы в стиле кубизма, сюрреализма, абстракционизма.
Стиль ар-деко – этот эклектичный стиль представляет собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, сплетавшиеся с восточными, африканскими и другими экзотическими мотивами. Геометрия — это важный элемент стиля ар-деко.
Это одна из самых популярных этнических разновидностей минимализма. Японский стиль в живописи – картины без рам с восточными мотивами – фигуры людей в японских национальных одеждах, животные, птицы, цветущие сакуры, надписи из иероглифов.
Несколько слов хотелось бы сказать о функциональности картин в дизайне. Помимо того, что они служат завершающим штрихом в общем убранстве помещений - правильным расположением картин можно "сгладить" непропорциональность расположения мебели, скорректировать форму комнаты, сделать акцент на деталь, да и просто привнести элементы роскоши в интерьер. А о положительном влиянии на настроение и говорить не приходится. Каждому знакомо это чувство, когда глядя на нечто дорогое вашему сердцу, радуется душа.
Однако, картины способны как преобразить, так и испортить интерьер. И это зависит не только о того, что на них изображено, а скорее от того, как именно они размещены, где и в каком количестве.
Еще один немаловажный фактор: обычно картины вешают на уровне глаз. Западные дизайнеры называют его «правилом 57 дюймов» — это примерный уровень взгляда среднего человека, 145–150 сантиметров от пола. Именно в этой точке должен располагаться центр картины для того, чтобы рассмотреть изображенное на нем наилучшим образом мог каждый. К слову сказать, в музейных залах картины в основном вешают на высоте 152 сантиметра — то есть чуть выше, потому что в большом помещении есть возможность отступить пару шагов назад.
Картины большие по размеру размещают на одинаковом расстоянии от ближайших предметов меблировки, мелкие - допустимо расположить хаотично, при этом нужно учитывать, чтобы они не выпадали из общей композиции. Одно-единственное полотно располагают на самом видном месте, а если пространство позволяет, то его желательно не оставлять в одиночестве. При этом нужно правильно сочетать со всеми имеющимся в помещении предметами, чтобы не создать диссонанса.
В свете последних веяний дизайнерского искусства, хотелось бы дать несколько общих рекомендаций по подбору и размещению картин в жилище вне зависимости того, в каком стиле оформлен интерьер.
* Выбирать картину нужно под готовый интерьер так, чтобы она не казалась инородным элементом.
* Интерьерный дизайн разных стилей предполагает различное размещение картин, преимущественно настенное, но допустимо развешивать картины и на колоннах, если это не диссонирует с общим дизайнерским решением.
* Для оформление стены, на которую попадает меньше всего света, используют несколько картин.
* Картины уравновешивают размеры и пропорции мебели. Так, массивный диван или комод визуально стает меньше, если над ним повесить несколько небольших картин.
* Над угловым диваном можно скомпоновать мини-галерею, разместив по картине с двух сторон или несколько — одну за другой.
* Абстрактные картины хорошо впишутся в спальню с неяркими одного тона стенами.
* Когда картина выполнена в том же цветовой гамме, что и стена, оформите ее контрастной рамой из багета, сочетающегося по цвету с мебелью.
* Сегментированные или модульные картины хорошо вписываются в большие комнаты с высокими потолками.
* Черно-белые картины — классика, модная всегда.
Немаловажно в оформлении жилища картинами знать как разместить картины, чтобы они долго радовали ваш глаз.
* Картины не располагают около плиты, и вблизи открытых каминов – копоть отмывается крайне сложно. К тому же высокая температура портит их, краска растрескивается.
* Картины нужно беречь от попадания прямых солнечных лучей – они постепенно выгорят и потеряют свой цвет.
* Гвоздь, на который крепится рама с картиной, не должен касаться холста – он может его повредить.
* Любая картина смотрится эффектнее если ее разместить под небольшим углом относительно стены. В этом расположении есть еще один плюс – пыль будет оседать в основном на раме, и картина дольше сохранит свою свежесть.
* В жилой комнате не размещают чрезмерно яркие полотна с агрессивными сюжетами – они будут "резать" глаз и создавать напряженную атмосферу.
* Можно картины подсветить дополнительным источником света, тем самым привлечете к ним внимание.
* От пыли и загрязнений картину, написанную маслом, очищают с помощью бархатного или фланелевого кусочка ткани. Однако не сильно влажной, так как поверхность впитает воду, и текстиль повредится. Холст также изредка можно пылесосить с обратной стороны, а если он провис, либо образовалась заметная вмятина, тыльную сторону слегка смачивают водой, чтобы полотно натянулось.
И, напоследок, хотелось бы отметить: нет такого закона в дизайне, который запрещал бы вам повесить на одну стену портреты и пейзажи, натюрморты и постеры с стиле поп-арт, но постарайтесь, чтобы несколько картин всё же что-то объединяло: жанр, цветовая гамма, тема, размер деталей. Так композиция будет гармоничнее. Выбор же конкретных изображений уже будет испытанием вашего художественного вкуса...