Начать стоит с Николая Васильевича Гоголя. Да, о сожжении второй части «Мертвых душ» рассказывают ученикам в школах. Но вряд ли школьники, да и некоторые учителя знают, что это был не первый опыт писателя, и «репетиция» прошла гораздо раньше.
Первым сочинением Гоголя была романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен». Когда она была закончена, писатель понял, что ему не нравится собственное творение. Если добавить сюда нападки критиков, которые не оценили произведение, то понятно, что молодой Гоголь (а было ему всего-навсего восемнадцать лет) был сильно расстроен. Мучимый разочарованием, юный писатель решил уничтожить рукопись. Но дело было в том, что поэма уже была напечатана.
Николаю Васильевичу пришлось обойти немало магазинов, чтобы скупить все экземпляры. Совершив «забег», Гоголь уничтожил все свеженапечатанные книги. В настоящее время полностью прочитать «Ганса Кюхельгартена» не может никто — остались только малая часть, которую удалось восстановить. Но и это здорово, ведь могло пропасть все.
Федор Михайлович Достоевский всегда относился к себе очень требовательно, добиваясь идеального слога. Иногда он уничтожал произведение, которое было практически закончено, и приступал к его написанию заново. Кстати, изначально знаменитый роман «Преступление и наказание» был назван «Пьяненькие». В основу сюжета писатель положил историю семьи Мармеладовых. В процессе написания Достоевский изменил свои планы. Был создан тот роман, который сегодня знают во всем мире. Но и теме пьянства осталось место — она идет фоном, создавая определенную атмосферу. А читатель узнает, какова была главная причина преступления, от злостного пьяницы Мармеладова. Сегодня сложно сказать, сколько страниц «Пьяненьких» уничтожил Достоевский.
Оказывается, лидером по уничтожению рукописей был вовсе не Гоголь, а Александр Сергеевич Пушкин. Свои произведения он не щадил. Например, десятую главу «Евгения Онегина» он оставил потомкам как зашифрованные четверостишья. Была безжалостно «убита» поэма «Разбойники», осталась только сюжетная линия, на основе которой создан «Бахчисарайский фонтан».
Уничтожил Пушкин второй том «Дубровского», не оставил шанса рукописи «Гаврилиады». Когда поэт заканчивал работу над «Капитанской дочкой», то сжег черновые автографы, написанные для заключительных глав. Литературоведы знают, что черновики Пушкина — это большое количество вырванных страниц. Есть мнение, что именно на них Александр Сергеевич писал крамольные стихи и рисовал картинки, на которые его вдохновили декабристы. Если бы цензоры увидели их, Пушкин мог бы иметь серьезные неприятности.
К поэтам, часто сжигавшим свои произведения, относится и Анна Ахматова. Однако делала она это не потому, что ей не нравился результат, а потому что боялась обысков и ареста. Прежде чем придать рукописи огню, поэтесса зачитывала их Лидии Чуковской, своей подруге. К счастью, некоторые стихи им удавалось восстановить по памяти, когда обстановка становилась более спокойной.
Только отрывки остались от уничтоженных произведений «Русский Трианон» и «Мои молодые руки». Была сожжена также ташкентская поэма «Энума Элиш», которую Ахматова восстановить не смогла. Интересная судьбы у поэмы «Реквием» — очень долго она существовала только в голове автора. Ахматова заканчивала главу, читала ее проверенным друзьям, после чего немедленно придавала черновик огню.
Не хранил черновики и Борис Пастернак. Писатель безжалостно сжигал их, словно стараясь забыть неудачные, по его мнению, творения. Современные литературоведы не имеют возможности проследить, как формировался стиль этого автора. Ведь уничтожались не только черновики, но нередко готовые произведения. Например, по заказу МХАТа Пастернак написал пьесу «На этом свете». Однако Фадеев подверг произведение суровой критике, указав, что оно совершенно «неудобно» для современности. Автор был сильно расстроен, и, естественно, сжег рукопись. Некоторые сцены Борис Пастернак включил в знаменитого «Доктора Живаго».
Михаил Булгаков уничтожил почти полностью первую версию романа «Мастер и Маргарита», остальные варианты сохранились частично. Писателю было свойственно сжигать как отдельные страницы, так и целые тетради с черновиками. В письме одному другу автор отмечал, что теперь его лучшей редакцией стала печка, которая безропотно принимает не только квитанции из прачечной, но и стихи.
Булгаков отправил в «редакционную печь» немало дневников, черновые рукописи второго и третьего тома «Белой гвардии» и другие творения. Нередко причиной такого поступка становились аресты друзей, в произведениях которых цензура нашла что-то опасное. Роман «Мастер и Маргарита» в результате собирался по кусочкам, и был составлен из сохранившихся рукописей. К сожалению, немалая часть была утрачена во время нахождения в государственном хранилище. Прекрасно, что важные главы уцелели и потомки могут насладиться талантом писателя.
Рупор будет свободен через:
10 мин. 22 сек.