Потомственный дворянин Александр Радищев делал в Петербурге блестящую карьеру. Этот человек строжайших принципов, будучи директором таможни, единственный в истории этого учреждения не брал взяток. В 1790-м Радищев напечатал в домашней типографии «Путешествие из Петербурга в Москву». Эта книга в резкой форме раскритиковала устройство русского государства и представителей верховной власти. Суд приговорил писателя к смерти, но после помилования Екатериной II его сослали в Сибирь. Радищев вернулся из ссылки спустя 6 лет и устроился работать в Комиссию по составлению законов. В один злополучный день, придя домой Радищев в сердцах выпил стакан так называемой царской водки (смесь азотной и соляной кислот), которой старший сын чистил эполеты.
О причинах самоубийства Радищева писал Пушкин, сообщавший, что накануне покойный предложил начальству какой-то революционный проект. Его инициативу сочли неуместной и полушутливо напомнили, что однажды за дерзкие инициативы в Сибири он уже побывал. После этого, якобы оскорбленный и напуганный, Радищев решил отравиться.
Автор «Явления Христа народу» Александр Иванов в 24-летнем возрасте прибыл творить свою будущую картину в Италию. В этих краях он и остался почти до конца своих дней, всячески игнорируя приказы вернуться. Знаменитое полотно он писал больше 20 лет, живя замкнуто и мрачно. Представители русской диаспоры догадывались, что художник душевно болен. Как вспоминал Александр Тургенев, однажды он и Василий Боткин позвали Иванова на обед. Последний, явно страдавший манией преследования, от еды отказался, ссылаясь на низкое качество про-дуктов.
Биограф Иванова А. Цомакион писала, что свойственная художнику мнительность выросла до угрожающих размеров: опасаясь отравы, Иванов перестал обедать не только в ресторанах, но и в домах близких друзей. Всегда готовил сам, воду брал из фонтанов и чаще жил на хлебе и яйцах. Участившиеся боли в желудке только внушали мужчине уверенность в том, что кто-то регулярно подсыпает в его еду яд. Вскоре художник скончался.
Биография писателя Николая Успенского видится некоторым литераторам куда интереснее его творческого наследия. В учебники он вошел автором правдивых и реалистичных литературных произведений о крестьянах. К середине 19 века Успенского фактически признали представителем нового направления в литературе. Однако громкий дебют быстро сменился неудачами и разочарованиями. Сначала он, в силу скверного характера, умудрился рассориться с редакцией «Современника», где помещались его первые рассказы. Впоследствии разорвал контакты с множеством литераторов, которые искренне принимали участие в судьбе Успенского.
На закате писательской карьеры он помещает в журнале «Развлечение» ироничные воспоминания об именитых русских писателях, что всерьез возмутило современников. Последние годы жизни прошли в забытьи и бедности. Успенский окончательно теряет связь с обществом, погружается в пьянство и бродяжничает. Одним из ярких эпизодов того периода биографы описывали путешествия Успенского с гармошкой и чучелом крокодила. В такой компании писатель выступал по трактирам, распевая частушки и озвучивая своего спутника. В конце концов, не видя в жизни никакого смысла, Успенский зарезался.
Рассказы Всеволода Гаршина "Сигнал", "Красный цветок", «Трус» известны со школьной скамьи не одному поколению читателей. Талантливый автор психологических произведений всю жизнь страдал серьёзным заболеванием, подобным шизофрении. В развитии этого недуга не последнюю роль отводят наследственности: психически нездоровым был отец писателя и один из его братьев. Кроме того, мальчика растила деспотичная мать, так что атмосфера в семье была не из приятных. Гаршин слыл человеком с хрупкой нервной системой и болезненным восприятием действительности.
Писатель неоднократно получал лечение в клиниках для душевнобольных, осознавал своё заболевание и мучился собственной ущербностью. Не владея к концу жизни собой, Гаршин отправился в деревню в дом своего дяди. Периодически возникающую агрессию писатель стал вымещать на крысах, устраивая настоящую охоту на грызунов. После возвращения в Петербург бросился вниз головой в лестничный проем и вскоре скончался.
Одной из главных целей своей жизни писатель Фет видел в получении дворянского титула и переезде в родовое поместье. Когда эти мечты осуществились и, казалось бы, настало время жить долго и счастливо, Фет неожиданно попросил супругу где-то без него погостить. Оставшись в доме один, закрылся в рабочем кабинете, осушил бокал игристого, продиктовал вызванному секретарю последние прижизненные мысли. После достал стилет для резки бумаги и поднес его к виску, но секретарь вырвала орудие самоубийства из руки писателя. Тогда обезумевший Фет рванул, преследуемый помощницей, в столовую. Подбежав к посудному шкафу, он тщетно ощупывал ладонью полки, пытаясь ухватить столовый нож. Вдруг Фет повалился на пол, успел посмотреть на ничего не понимающую секретаря глаза и что-то прошептал. Сердечный приступ избавил известного писателя от клейма самоубийцы.
Но часть биографов утверждают, что эта версия не имеет ничего общего с реальностью. Якобы имелось медицинское заключение, согласно которому смерть Фета случилась от осложнений хронического бронхита. С годами Фет все чаще страдал легочной недостаточностью, и умер от очередного приступа удушья.
Рупор будет свободен через:
3 мин. 3 сек.