Все давно привыкли видеть скульптурные композиции, памятники и прочие творения в архитектурных ансамблях городов, застывшими в статике. Одни веками стоят на своих постаментах, как исполины, другие, более современные, хотя и отражают дух нынешнего времени, все равно статичны. А вот то, что создает Тамара Квеситадзе действительно потрясает воображение. Эта женщина-скульптор и архитектор по профессии прославилась на весь мир своими кинетическими композициями, украшающими города ее родной Грузии, и механичными куклами, давно ставшими раритетом и разошедшимися по частным коллекциям ценителей прекрасного.
Сегодня Тамара – одна из самых популярных и интересных представительниц современного искусства Грузии. Скульптор выставлялась в США и многих странах Европы. Ее работы также экспонировались на Венецианской биеннале в 2007 и 2011 годах. В 2018 году она провела виртуальную выставку на онлайн-платформе Google Arts and Culture, где собраны ведущие мировые музеи и архивы. К слову сказать, Тамара Квеситадзе является первым современным мастером из Грузии, чьи работы Google официально представил на своей площадке. К тому же ее работы вызывают огромный интерес публики, критиков и аукционных домов со всего мира.
Широко известным имя грузинской скульпторши стало после того, как она представила на суд публике свой 2-х годичный грандиозный труд. Впервые парную скульптуру Тамары Квеситадзе «Мужчина и женщина» увидели на 52-й Венецианской биеннале в 2007 году. Свою композицию из движущихся фигур художница назвала весьма символично – «Re-Turn» ("Возвращаться"). Немного позже потрясающее творение было продемонстрировано в Лондоне. А с 2011 года это скульптурное произведение установлено на родине художницы в городе Батуми на прибрежном бульваре Батумской бухты и переименовано в «Поцелуй Али и Нино» - в честь героев известного романа Курбана Саида.
Все, кто видел эту композицию в движении были потрясены невероятной задумкой и ее исполнением: вначале видна встреча влюблённых, затем - тяга друг к другу, страстный поцелуй в порыве вспыхнувшей любви, а в конце - неминуемая разлука. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, нежели несколько раз услышать. И этот видеоролик представляет вам такую возможность.
Каждый вечер в 19.00 по местному времени два восьмиметровых стальных гиганта буквально проходят сквозь друг друга. Фигуры начинают двигаться, разыгрывая перед зрителями настоящую любовную драму. Примерно за 10 минут эта пара исполинов успевает показать всю историю своей любви: от встречи до разлуки. Они постепенно движутся навстречу друг к другу, проходят сквозь друг друга, сливаясь в единое целое и расстаются, расходясь в разные стороны. А затем всё начинается сначала... И нужно сказать - эта невероятно трогательная история любви, выполненная в металлических пластинах и механизмах, которые движут их, не оставляет ни единого зрителя равнодушным.
По замыслу Тамары Квеситадзе скульптура изображает азербайджанца-мусульманина Али и грузинскую принцессу-христианку Нино из известного романа, написанного Курбан Саидом в 1937 году. Именно этим литературным произведением вдохновлялась Тамара, создавая своих Али и Нино.
Действие в романе разворачивается на фоне событий первой мировой войны на Кавказе. Этот литературный труд ярко показал и жизнь, и драматическую любовь мусульманского парня к христианской девушке, а также историю их взросления в толерантной атмосфере Баку. В романе «Али и Нино» подняты сложнейшие вопросы, связанные с поиском путей примирения ислама и христианства, Запада и Востока, мужчины и женщины. А также говорится о поиске компромиссов двух культур и дальнейшей судьбе влюбленных.
В Азербайджане роман считается национальным достоянием. Истинное авторство "Али и Нино" остается до сих пор под большим вопросом. Известно лишь что писатель использовал псевдоним Курбан Саид. В Азербайджане считают, что автором этого романа был известный азербайджанский писатель Юсиф Везир Чеменземинли. По другой версии произведение было написано баронессой Элфрид Эхренфелс фон Бодмерсхоф, женой барона Омар-Рольф фон Эхренфелса. По третьей - автором являлся писатель Лев Науссимбаум (Lev Naussimbaum), также известный как Эссад Бей, сын бакинского нефтяного магната, Аврама Науссимбаума. Но, как бы там ни было, за 80 лет со дня опубликования, роман приобрел немалую популярность и был переведен на 29 языков мира.
И напоследок хотелось бы отметить, что обязательным пунктом программы любого туриста или гостя города, приехавшего в курортный город Батуми, - является скульптурная композиция "Поцелуй Али и Нино". Она является не только визитной карточкой города, но и символом взаимного притяжения всех влюбленных независимо от национальности и вероисповедания. Стоит также отметить, что эта парная скульптура вошла в список самых романтических памятников мира.
Есть в Батуми еще одна оригинальная кинетическая скульптура Тамары Квеситадзе, которая расположена напротив Дома Юстиции. Движущаяся скульптура в виде кольца из женской фигуры внутри которой крутится фигура мужчина называется - «Ротация».
Эта композиция отображает воссоединение мужчины и женщины, символизируя, по словам автора, постоянную смену времени. «Ротация» установлена вблизи поющих фонтанов и в самом начале аллеи Шейха Нахаяна Мубарака, названной в честь шейха и в знак благодарности за подаренные им десятки тысяч пальм для города Батуми.
Автор воплотила скульптуру с помощью стекла и металла. Она постоянно вращается вокруг своей оси. Помимо этого движение происходит и с самой конструкции: диск из стекла закреплен в изогнутой фигуре женщины, а вокруг этого диска по внутренней ее части непрерывно движется фигура мужчины. Эта пара будто слита воедино, воплощая бесконечный поток энергии инь и янь.
Так,спроектированные Тамарой Квеситадзе скульптуры украшают Батуми, став особенной достопримечательностью как для местных жителей, так и для туристов и гостей города. Ибо однажды, увидев такое зрелище, вряд ли кто его когда-нибудь забудет.
Тамара Квеситадзе (1968) – уроженка Тбилиси, ныне проживающая в США. По профессии она архитектор, окончила Тбилисский технологический университет. В 90-х годах прошлого века, ей довелось некоторое время, пожить в солнечной Италии, которая покорила ее не только своей красотой природы, но и Венецианским карнавалом. Это очарование театрализованным действием на улицах Венеции подтолкнуло художницу заняться изготовлением кукол, причем необычных, а склонных к движению. Изначально отвергнув статику, Тамара Квеситадзе стала создавать таких кукол, которые словно жили своей жизнью, разыгрывая перед зрителем некие сцены.
Однако вскоре из Италии Тамара отправилась за океан. Обосновавшись в США, вместе с коллегами открыла «Тамара-студию» и решила кардинально поменять направление в творчестве - перейти от механических кукол к кинетической скульптуре. Причем художницу все больше прельщала идея динамики, которая должна была символизировать круговорот жизни. Поэтому свои скульптуры она начала создавать движущимися, то есть механическими, причем крупногабаритными и даже монументальными.
А ее куклы, созданные в 1990-е годы вместе с инженером Паатой Саная, сейчас считаются высоко ценными раритетами. На счету художницы около 150 таких кукол, и все они находятся в частных коллекциях. Однако, когда скульптор устраивала в 2020 году в Баку свою персональную выставку, она создала несколько новых кукол, в связи с чем можно с уверенностью сказать, что зрители увидели незабываемое зрелище. Вот некоторые из них:
Давно отойдя от рамок привычных классических и статичных кукол и скульптур, автор обратилась к оригинальности, неповторимости, а также к движению, как источнику жизни и, как видите, это дало свой потрясающий результат. Сегодня уникальные работы Тамары Квеситадзе вызывают восторг и восхищение далеко за пределами ее родины.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070321/49193/