Зарегистрировано — 123 588Зрителей: 66 656
Авторов: 56 932
On-line — 13 327Зрителей: 2601
Авторов: 10726
Загружено работ — 2 126 606
«Неизвестный Гений»
Новости
Как Акрополь сталь христианской церковью и мечетью и другие малоизвестные факты об афинском Парфеноне
Афинский Акрополь, без сомнения, является самой популярной достопримечательностью греческой столицы. Примерно семь миллионов туристов ежегодно поднимаются на холм Акрополя, чтобы «телепортироваться» в Древнюю Грецию и поближе взглянуть на Парфенон. Место с богатой историей Акрополя может рассказать много увлекательных историй. В этой статье вы найдете двенадцать малоизвестных фактов об этом уникальном памятнике Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Акрополь в переводе с греческого означает высокую точку внутри города. Многие древнегреческие города имели свой собственный Акрополь, который обычно представлял собой цитадель на вершине холма. Самый известный Акрополь — это Афинский. В эпоху классической Греции это было священное место, посвящённое культу богини-покровительницы города Афины, а также других местных героев и божеств.
Хотя Акрополь был центром религиозной жизни Афин на протяжении веков, он стал известен в пятом веке до нашей эры, в золотой век афинской демократии. В то время Афины только что победили персов и возглавляли союз греческих городов-государств, бросавших вызов спартанской гегемонии Греции.
Перикл, видный политический деятель того времени, решительно продвигал идею нового Акрополя. Этот Акрополь сделает Афины городом неоспоримой красоты и величия. Потратив легендарную сумму денег, афиняне полностью переделали скалу Акрополя в место чудес.
Безусловно он не перестал развиваться и после классического периода. Священный холм Афин продолжал меняться с каждой новой цивилизацией, уходившей из города. Римляне, византийцы, латинские крестоносцы, османы и, наконец, современное греческое государство - все оставили свой след на скалистом холме.
1. Акрополь был заселён в доисторические времена
Находки на Афинском акрополе указывают на то, что холм был заселён, по крайней мере, с IV тысячелетия до нашей эры. В период расцвета так называемой микенской цивилизации Акрополь стал значительным центром. Большие циклопические стены, подобные той, что была в Микенах, защищали дворец (анакторон) и поселение на холме. Был также вырыт колодец, который, несомненно, оказался полезным во время осады.
Стены были названы пеласгийскими и до сих пор частично видны посетителям, когда они входят из Пропилеи. Афиняне архаического периода унаследовали руины Микенского Акрополя, который был достаточно богат, чтобы зажечь целую мифологию о прошлом города. Микенская гробница на Акрополе, также известная как гробница легендарного афинского царя Кекропса, стала самым священным местом во всех Афинах.
2. Персы сровняли с землёй первый Парфенон
Сразу после первой победы над персами в Марафоне (490 год до н. э.) афиняне решили отпраздновать это событие, построив грандиозный храм Афины. Для этого они разобрали другой храм, названный Гекатомпедон, что означает сто футов (древняя единица длины), и использовали его материал для строительства нового храма.
Однако в скором времени персы снова напомнили о себе. В 480 году до нашей эры персидский царь Ксеркс I вновь вторгся в Грецию. Понимая, что они не в состоянии защитить город, афиняне приняли одно из самых важных решений в истории Афин. Они решили оставить город и отступить на остров Саламин, чтобы заманить персов в морское сражение. В конце концов афиняне вышли победителями из морской битвы при Саламине, но заплатили за это высокую цену.
Перед битвой персы вошли в Афины и сравняли город с землёй. Недостроенный Парфенон не избежал гнева захватчиков, которые ко всему прочему разрушили и старейший храм Афины.
Когда афиняне вернулись в свой город, они решили оставить руины старого храма Афины на месте, как напоминание об этих тяжёлых временах. Кроме того, тридцать три года спустя они построили новый Парфенон на вершине руин Пропарфенона.
3. Древняя художественная галерея Пропилеи
Одним из самых красивых зданий Акрополя являются Пропилеи. Пропилеи были монументальным входом в священный холм, спроектированным архитектором Мнесиклом.
Здание было частью строительной программы Перикла, и, хотя его строительство заняло пять лет (437-342 до н. э.), оно осталось незавершённым.
Пропилеи были сделаны из высококачественного местного пентелийского мрамора и элевсинского известняка для частей здания. Южная сторона здания, вероятно, использовалась для ритуальной трапезы. Северная сторона была особенно интересна, так как это была своего рода ранняя художественная галерея. Павсаний, римский автор, описывает эту часть Пропилеи как Пинакотеку, то есть картинную галерею. Он даже описывает некоторые из картин, которые включали работы на различные религиозные темы известных художников, таких как греческие живописцы этоса Полигнот и Аглаофон.
Интересно, что Пинакотека была общедоступна, по крайней мере, для тех, кому разрешалось входить в Акрополь (рабам и тем, кто не считался чистым, вход был запрещен). Этот, казалось бы, публичный характер Пинакотеки делает её интересным примером в древней истории музеев.
4. Статуя Афины Промахос
В древние времена на Акрополе стояла колоссальная бронзовая статуя Афины. Статуя называлась Афина Промахос, то есть та, что сражается на передовой. Эта статуя была сделана Фидием, который также создал знаменитую статую Афины Парфенос, которая была внутри Парфенона. Согласно Павсанию (1.28.2), афиняне построили статую в благодарность Афине после победы над персами в Марафоне.
5. Акрополь был красочным местом
Многие люди сегодня думают, что древнегреческое искусство, особенно архитектура и скульптура были исключительно белыми. Если кто-то сегодня посетит Парфенон в Акрополе, то увидит белый или, скорее, сероватый памятник рядом с такими же белыми древними руинами. Однако в древние времена этого просто не было.
Древние греки были людьми, которые любили цвет. Их статуи были раскрашены в яркие цветовые сочетания. То же самое касалось и их храмов. Греческая архитектура на самом деле была настолько красочной, что была ближе к сегодняшнему китчу, чем к белому классическому идеалу, приведённому в школьных учебниках.
Причина, по которой руины классической древности сегодня белые, заключается в том, что пигменты со временем распадаются. Однако во многих случаях они прослеживаются или даже наблюдаются невооруженным глазом. Хранители Британского музея обнаружили следы пигмента на мраморе Парфенона с тех пор, как они впервые прибыли в музей в начале XIX века.
Поистине прекрасное изображение Парфенона в цвете появляется на картине Альмы-Тадемы «Фидий, показывающий Фриз Парфенона своим друзьям». Картина датируется 1868 годом и представляет собой визуально стимулирующее исследование фриза Парфенона.
6. Древо Афины и вода Посейдона
Эрехтейон был самым священным местом Афин. Это было здание, состоящее из двух храмов, одного для Афины и одного для Посейдона. Чтобы понять, почему эти два бога делили здание, нам нужно вернуться к старому мифу о том, как Афины получили своё название.
Согласно легенде, Афина и Посейдон хотели взять город под свою защиту. Чтобы избежать конфликта, Зевс вмешался и устроил бескровное соревнование.
Афина и Посейдон пришли на то место, где сейчас стоит Эрехтейон, и жители Афин собрались посмотреть на состязание. Во-первых, Посейдон открыл свой дар городу, ударив трезубцем по земле и произведя воду. В свою очередь Афина посадила семя, которое мгновенно выросло в оливковое дерево.
Афиняне оценили оба дара. Однако у них уже был доступ к большому количеству воды. Поэтому они выбрали оливковое дерево Афины, которое было отличным источником пищи и древесины. Афина стала божеством-покровителем города и назвала его Афинами в свою честь.
Эрехтейон - памятник этому мифу. Афиняне клялись, что слышали шум океана Посейдона под зданием. Кроме того, дыра в полу должна была быть тем местом, куда бог ударил своим трезубцем, соревнуясь с Афиной. В афинской половине храма был небольшой дворик, построенный вокруг легендарного дерева Афины.
7. Кариатиды
Кариатиды Эрехтейона - одна из самых изящных скульптур в истории искусства. Они уникальны тем, что сочетают в себе элегантность и функциональность. Сегодня посетители музея Акрополя могут найти пять из шести кариатид (шестая находится в Британском музее), выставленных как отдельно стоящие скульптуры. Однако первоначально они служили причудливыми колоннами на «Крыльце дев» Эрехтейона.
Название Кариатиды означает девы Карии, города в южной Греции. Город Кария имел исключительные отношения с богиней Артемидой. Более конкретно их культ был направлен на Артемиду Кариатиду. Поэтому многие учёные считают, что Кариатиды представляют собой жриц Артемиды из Карии.
Шесть женщин Эрехтейона поддерживают крышу над микенской гробницей, приписываемой легендарному афинскому царю Кекропсу. Кекропс был интересной фигурой афинской мифической традиции. Говорили, что он родился из земли (автохтон), и по этой причине он был наполовину человеком, наполовину змеёй (змеи были по преимуществу земными существами для греков). Кариатиды, возможно, просто защищают одно из самых священных мест Афин. Они также могут сопровождать мифического царя Афин в загробной жизни.
8. Акрополь имеет множество пещерных святилищ
На вершине Акрополя государство в первую очередь прославляло Афину и ряд других богов и героев. Однако вокруг скалистого холма было множество небольших пещер-святилищ, которые отвечали другой потребности. В отличие от официальных культов, пропагандируемых афинской буржуазией на вершине холма, эти святилища были небольшими культовыми объектами, предлагавшими индивидуальный контакт с божествами, которые обращались к нуждам простого народа.
Три из самых важных пещер были посвящены Зевсу, Аполлону и Пану. Другие известные из них включают святилище Афродиты и Эроса. Другая была посвящена Аглавре (Агравла), мифической дочери Кекропса. Согласно легенде, Афины находились в трудной осаде, когда пророчество гласило, что только через добровольную жертву Афины могут быть спасены. Услышав это, Аглавра немедленно бросилась со скалы Акрополя. Афиняне ежегодно устраивали праздник в её память. Во время этого события молодые афиняне надевали свои доспехи и клялись защищать город перед святилищем Аглавры.
9. Парфенон как Христианская церковь и мечеть
Парфенон Акрополя теперь может быть известен как храм богини Афины, но за свою долгую жизнь в две с половиной тысячи лет храм много раз переходил из рук в руки.
После IV века нашей эры старая языческая религия начала увядать перед христианством. Христианизированная поздняя Римская империя и её продолжение, более известное как Византийская империя, гарантировали, что новая догма не встретит конкуренции. Во времена своего правления император Феодосий II приказал закрыть все храмы, связанные с язычеством.
К концу шестого века Парфенон превратили в одну из христианских церквей, посвящённых Деве Марии, ставшей явной заменой Афине. Четвёртый крестовый поход был направлен на то, чтобы уничтожить христианские остатки Восточной империи, известной как Византия. Афины превратились в латинскую Голландию, а Парфенон - в католическую церковь примерно на двести пятьдесят лет.
В 1458 году османы завоевали Афины и превратили Парфенон в мечеть с минаретом.
Следующая глава в истории памятника началась с Греческой революции (1821-1832), в результате которой было создано современное греческое государство. С тех пор Парфенон является историческим памятником, а с 1933 года было осуществлено девять реставрационных проектов.
10. Парфенон пережил множество разрушений
Первое крупное разрушение произошло в III веке нашей эры, когда пожар уничтожил крышу храма. В 276 году германское племя герулов разграбило Афины и разрушило Парфенон, который вскоре был восстановлен.
Парфенон претерпел множество превращений из языческого в православный, из римско-католической церкви в мечеть. Кроме того, монументальная статуя Афины была перенесена в Константинополь. Тем не менее, это постоянное использование Парфенона означало, что здание хорошо сохранилось.
Все изменилось в 1687 году, когда венецианские войска под командованием генерала Морозини осадили Афины. Затем османская гвардия укрепила Акрополь и использовала Парфенон в качестве порохового склада. Узнав, что османы хранят порох в Парфеноне, Морозини нацелился на храм. Одного пушечного ядра хватило, чтобы опустошить храм и убить триста человек.
После взрыва из четырёх стен Парфенона уцелела только одна. Больше половины фриза обвалилось, крыша исчезла, и восточное крыльцо теперь представляло собой единственную колонну. Парфенон так и не оправился от этого разрушения.
Тем не менее столетие спустя, в 1801 году, Томас Брюс, 7-й граф Элгин и британский посол, внёс последний штрих в симфонию разрушения. Элгин снял большую часть фриза и фронтонов храма, а также кариатиду с Эрехтейона и части с храма Афины Ники.
Добыча добралась до Британского музея после долгого и мучительного путешествия. Стоит отметить, что корабль, который перевозил мрамор, затонул вскоре после того, как покинул Афины, и группа греческих водолазов помогла извлечь ящики с мрамором.
11. Баварский король подумывал построить дворец
В 1832 году Греция стала независимым государством под защитой крупнейших европейских держав (Англии, Франции, России). В то время, когда существовал Священный союз, и идея демократии казалась еретической, европейцы не могли допустить существования нового государства без абсолютного монарха.
Европейские державы окончательно посадили на трон новообретённого королевства баварского принца Отто Фридриха Людвига. Вскоре после прибытия в свою новую столицу, Афины, Отто столкнулся с проблемой: не было подходящего королевского дворца. Карл Фридрих Шинкель, знаменитый художник и архитектор, предложил новаторское решение. Предложение заключалось в том, чтобы дворец нового монарха располагался на вершине Акрополя. Его планы дворца были направлены на создание монументального королевского комплекса.
К счастью для будущих археологов, король отказался от этой идеи как от непрактичной. Тем не менее, изображения планов, нарисованных Карлом Фридрихом Шинкелем, дают очаровательный взгляд в альтернативную реальность.
12. Акт сопротивления нацизму на Акрополе
В апреле 1941 года Афины перешли под власть Гитлера. Свастика развевалась на холме Акрополя, сменив флаг Греческого царства. 30 мая 1941 года два греческих студента университета по имени Манолис Глезос и Апостолос Сантас тайно поднялись на Акрополь через пещеру Пандросейон. Избегая немецкого охранника, который напивался возле Пропилеи, они сняли свастику и ушли незамеченными. Жители Афин проснулись от вида Акрополя, свободного от символа завоевателя. Это был первый акт сопротивления в Греции и один из первых в Европе. Эта новость подняла дух оккупированных европейских народов как символическая победа над фашизмом.