В 1508 году Микеланджело усердно трудился над мраморной гробницей Папы Юлия II. Это относительно малоизвестная историческая фигура, которая сейчас находится в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Мастеру было тогда тридцать три года. Знаковый возраст. Юлий попросил художника украсить потолок Сикстинской капеллы фресками. Микеланджело отказался наотрез. Во-первых, он считал себя скульптором, а не художником. Во-вторых, у него не было никакого опыта работы с фресками. Микеланджело также очень торопился закончить гробницу. Он был увлечён работой даже невзирая на то, что ему сильно урезали плату. Впоследствии мастер всё же согласился расписать капеллу и следующие четыре года своей жизни он провёл сидя на строительных лесах с кистью в руке.
Когда люди представляют, как Микеланджело создавал свои легендарные фрески, большинство думает, что он это делал лёжа. На самом же деле художник и его помощники использовали специальные деревянные подмостки. Они позволяли им стоять прямо. Сам Микеланджело разработал совершенно уникальную систему платформ, которые крепились к стенам капеллы с помощью скоб. Образ гения, трудящегося над фресками, чудесно воплотили в фильмах «Агония и экстаз» 1965 года и «Микеланджело. Бесконечность» 2017 года.
Микеланджело в процессе работы испытывал всё возрастающее недовольство и усталость. Своё невероятное физическое напряжение и чувство досады от этого проекта он описал своему другу Джованни да Пистойя.
«От этой жуткой пытки у меня уже вырос зоб», - иронично писал мастер в стихотворении, которое он сочинил по этому поводу. Ещё он жаловался, что его живот уже начинает жать ему в подбородок, а лицо — это пол для помёта. «Моя кожа свободно свисает подо мной, а позвоночник как будто завязан в узел. Закончил свои поэтические потуги Микеланджело тем, что написал: «Я нахожусь совершенно не в том месте, я не художник».
Потолок Сикстинской капеллы, расписанный фресками, замечательно сохранился. Ведь после его завершения прошло целых пять веков! Пострадал лишь один небольшой участок: часть неба на панно, изображающая спасение Ноя во время Великого потопа. Часть штукатурки отвалилась после взрыва на соседнем пороховом складе в 1797 году. Несмотря на кажущуюся прочность потолка, эксперты весьма обеспокоены. Они утверждают, что миллионы людей, которые ежегодно посещают Сикстинскую капеллу, создают чрезвычайно серьёзные проблемы для здания.
В период с 1980 по 1999 год специалисты усердно реставрировали избранные произведения искусства в Сикстинской капелле. В их числе и фрески Микеланджело на потолке, а также его знаменитую фреску, известную как «Страшный суд». Её он создал в последние годы своей жизни.
Специалисты аккуратно отмыли слои грязи и копоти. Они весьма существенно осветлили и освежили цвета вековых картин. Эта реставрация также свела на нет работу Папы Пия IV, который приказал поместить фиговые листья и набедренные повязки на обнажённые тела, изображённые на фресках.
Это фреска «Сотворение Адама», там где фигуры, изображающие Бога и Адама, тянутся друг к другу, протягивая руки. Их почти соприкасающиеся пальцы - одно из самых узнаваемых и широко копируемых образов в мире. Некоторые теоретики считают, что эта сцена также содержит безошибочные очертания человеческого мозга. Его образуют изображения ангелов и одеяний, вокруг фигуры Бога. По словам Фрэнка Линна Мешбергера, эксперта, который первым выдвинул эту гипотезу, Микеланджело имел в виду Божественное дарование разума первому человеку.
Сикстинская капелла была построена в 1470-х годах при папе Сиксте IV. Именно от него она и получила своё название. Это сооружение не просто самое популярное место туристического паломничества в Ватикане. Капелла исполняет невероятно важную религиозную функцию. Начиная с 1492 года в этом простом кирпичном здании проходили многочисленные папские конклавы. Кардиналы собирались, чтобы проголосовать за нового Папу. По специальной трубе на крыше часовни транслируются результаты конклава: белый дым указывает на избрание Папы, а чёрный дым указывает на то, что ни один кандидат ещё не получил большинства в две трети голосов.