Древние славяне считали, что молчание сопровождает человека в переходном состоянии и что во время разговора он может потерять свой голос, то есть отдать его собеседнику или нечистой силе. А после этого исчезнуть, умереть. Поэтому к переходным состояниям относились очень серьезно. Например, во время свадьбы невеста (переходящая в иной статус) не должна была разговаривать, чтобы не притянуть к себе несчастье. Запрещалось громко говорить рядом с беременной, потому что слово способно сделать рождение ребёнка более сложным.
Также молчали и рядом с умирающим, чтобы душа могла беспрепятственно покинуть тело. Когда человек находился в агонии, использовали так называемую немую воду. Её набирали в лесу, не говоря ни слова, и в полном молчании несли к постели несчастного. Когда покойного несли на кладбище, рыдать и кричать тоже не рекомендовалось, чтобы нечисть не услышала крики и не забрала вместе с усопшим живых людей. В некоторых регионах покойников можно было оплакивать, но до того, как происходило погребение. Идя с кладбища, разговаривать не следовало, чтобы говорящего не «усушила» нечисть.
К нечисти на Руси относились с опаской и боялись её. Когда крестьянка доила корову, нужно было молчать, чтобы на звук не слетелась нечисть. Тогда молоко могло скиснуть, а корова заболеть. Говорить можно было только после того, как молоко оказалось в доме. По дороге тоже нельзя было болтать, чтобы собеседник не позавидовал удою — молоко в этом случае прокисало. Во время отела скота также молчали, более того, даже не здоровались с соседями. Говорили, что тот, кто пожелал здоровья кому либо, может отдать ему удачу. И тогда корова не сможет разродиться, а вот соседский скот никаких проблем иметь не будет.
В лесу нельзя было откликаться, если кто-то позвал по имени. Считалось, что это может делать лесная нечисть. На Руси эхо называли голосом лешего, а он, как известно, мог околдовать человека и заманить его в чащобу. Повернувшийся на звук человек давал нечистой силе понять, что это действительно он, и имя его. Этого делать было нельзя, чтобы духи не заморочили и не убили грибника или охотника. Было принято отвечать только после троекратного повторения имени. Это распространялось и на лес, и просто на ночное время. Если окликов было два, это мог быть чёрт — следовало молчать.
Славяне вообще боялись леса, ведь там жили лешие, а в болотах водяные и кикиморы. Защититься от них сложно, поэтому лучше было сделать так, чтобы духи не заметили. Потому и блуждали люди по лесам, боясь крикнуть и позвать на помощь — вдруг лесные духи услышит, схватят, да в чащобу потащат.
Поскольку с нечистой силой шутить было опасно, соблюдать молчание нужно было во время осуществления любых обрядов и ритуалов, которые были связаны с потусторонними мирами. Например, ни в коем случае нельзя было болтать во время гадания. А когда требовалось прочитать заговор, рекомендовалось дождаться тёмной ночи, пойти на перекресток, и там плеснуть водой на все четыре стороны света. Можно было ещё закопать какой-нибудь предмет, относящийся к заговору. Ну и во время этих манипуляций следовало молчать и не издавать ни звука. Иначе бесы могли прогневаться, ведь во время гаданий и заговоров человек посягал на их территорию. После того как прошло крещение Руси, суеверия не исчезли. Более того, возникли новые, которые иногда пугают отдельных людей и сегодня.
Ситуаций, в которых человеку следует хранить молчание, было много. Некоторые из них связаны с падшими ангелами. Они могли быть очень коварными. Поэтому возникла традиция не рассказывать никому о своих планах, чтобы падшие ангелы не расстроили их. Говорили, что эти ангелы не способны проникнуть в человеческую душу, и могут лишь догадываться, что человек чувствует, что думает. А вот когда человек говорил вслух о том, что хочет делать, тут и возникла опасность. Особенно осторожным следовало быть, если планировался благочестивый поступок —паломничество, поход в церковь на причастие или исповедь, какое-то доброе дело.
С помощью молчания можно было бороться с грехами. Именно так поступали православные монахи, которые давали обет молчания. Иногда речь шла о не слишком суровых грехах, к примеру, использование нецензурных слов, болтливость, осуждение кого-либо. Однако такой обет относился к разряду серьёзных и мог быть дан только с благословения церковного начальства. Иногда с помощью молчания люди расплачивались за свои поступки. Интересно, что это было такое своеобразное наказание, которое накладывалось с согласия того, кто будет наказан. Логика в этом была такова: человек совершил какой-то проступок, очень плохой или не слишком хороший, и должен был полностью осознать всю тяжесть содеянного. После этого раскаяться и полностью добровольно возжелать искупить свою вину, то есть согласится дать обет молчания. Только тогда это будет действенным и приведет к желаемому результату.