Для начала хотелось бы внести ясность в термин ориентализм (от латинского orientalis — восточный). Это напрвыление возникло благодаря увлечению европейцев азиатской культурой. В 19 столетии, широко распространенный во Франции, ориентализм уже присутствовал во всех сферах культурной жизни европейского общества - в архитектуре и музыке, литературе и поэзии, а также в живописи. Музыканты, поэты, живописцы массово в своем творчестве начали использовать сюжеты, мотивы и стилистические приёмы искусства Востока, приспосабливая их к европейской культуре Нового времени.
Особенно ярко это направление проявилось в живописных творениях художников той эпохи. Многие живописцы буквально "заболели" Северной Африкой, Ближним Востоком и Китаем. Поэтому, чтобы правдоподобно создавать картины в новом направлении, они отправлялись в долгосрочные путешествия, привозя со своих странствий великолепный материал для своих будущих произведений. Среди таких были Эжен Делакруа, Габриэль Декамп, а также Фредерик Артур Бриджмен, совершивший за свою жизнь несколько поездок по странам Африки и Ближнего Востока.
Справедливости ради, нужно сказать, что были и такие мастера, которые не покидая Европу, умудрялись войти в плеяду ориенталистов, например, Антуан-Жан Гро, который был известен своими восточными мотивами.
Художника Фредерика Артура Бриджмена (Frederick Arthur Bridgman) называют американским только по месту его рождения, так как родился он в 1847 году в городе Таскеджи (Алабама) штат Массачусетс. В то время его отец там работал врачом, но когда он умер, мать увезла трехлетнего Фредерика с его братом в Бостон, к себе на родину.
В пять лет Фредерик мечтал стать актером, но так случилось, что в шестнадцать он - уехал в Нью-Йорк и стал учеником гравёра в American Bank-Note Company. Параллельно юноша увлекся живописью и начал посещать вечерние уроки в Бруклинской Ассоциации искусств, а затем начал заниматься в Национальной Академии дизайна. В 1865 он впервые выставил свои живописные работы в Бруклинской Ассоциации Искусства и имел большой успех. В итоге, в 1866 году, при поддержке Бруклинских предпринимателей, 19-летний Бриджмен отправился во Францию в надежде покорить своим творчеством Париж.
Но, это оказалось не так не просто. Более того, юному начинающему мастеру пришлось поселиться не в столице, а в небольшой деревушке Pont-Aven под Бретани, которая была коммуной для южноамериканских живописцев работавших под началом пейзажиста Robertа Wylie. Юный художник, попав в среду уже состоявших мастеров, стремился научиться у каждого чему-то новому. Так, под впечатлением от работ Robertа Wylie, Бриджмен всерьез увлекся пейзажами. Причем, имея неплохие шансы в будущем стать отменным пейзажистом. Но уже к концу 1866-го юноше с большим трудом удалось поступить в знаменитую студию Жана-Леона Жерома в Париже. Там молодой художник четыре года обучался мастерству живописи, а летние месяцы проводил в Pont-Avenе.
Результат кропотливого труда не заставил себя долго ждать. Выйдя со студии Жерома первоклассным художником, Бриджмен регулярно начал выставляться в престижном Парижском Салоне. Его картина «Карнавал в Бретани» имела большой успех на выставке Салона в 1870 году, после чего он отправил ее в Америку на выставку в галерею Бруклина.
Воодушевленный успехом и полный творческих планов в 1872 году Фредерик отправляется в первое свое путешествие. Он посетил Испанию, затем Северную Африку, начав с Танжера, поразившего художника ярким контрастом: броских красок природы и кромешной нищеты, в которой жили люди африканского континента. Затем перебрался в Алжир. А конечным пунктом странствий художника был Египет. Пожив, какое-то время в Каире, он отправился к истокам Нила и вернулся в Европу.
Во время своего почти двухгодичного странствия Бриджмен много работал, запечатлевая все увиденное не только в памяти, но и создавая огромное множество набросков карандашом, эскизов, рисунков тушью, и маслом. Все это художник перенес на свои холсты, запечатлев на века и буйство красок, и национальный колорит, и на всю жизнь впечатлившие его образы восточных красавиц.
Так называемый Алжирский цикл полотен, созданный за этот период, был привезен и выставлен в Парижском салоне, где художника ждал невероятный успех. Именно этот успех и подвиг мастера-ориенталиста уже в следующем году вновь отправиться в Северную Африку.
По возвращении, в середине 70-х Бриджмен в Париже познакомился с русскими художниками-реалистами – И. Е. Репиным и В. Д. Поленовым – и их творчеством. Это еще больше способствовало укреплению его интереса к реалистическому направлению в живописи.
Нужно отметить, что пик карьеры и популярности Фредерика Бриджмена выпал на время, когда он устроил персональную экспозицию своих уникальных полотен перед соотечественниками. А именно, в Американской художественной галерее, где было выставлено более трехсот его работ. Американская публика была в восторге и высоко оценила не только многообразную тематику работ, но также и высокое качество их художественного исполнения, точность, свежесть и красоту. После выставки Бриджмен был избран членом Национальной Академии искусств.
В Алжир художник вернулся несколько лет спустя в 1885-86 годах. И на этот раз уже вместе с женой, но теперь не только для того, чтобы поработать, а скорее чтобы поправить здоровье супруги, которая страдала наследственной неврологической болезнью. Ей доктора настоятельно рекомендовали сменить климат. В эти годы он продолжает плодотворно трудиться над своим алжирским циклом. Все, что не выходило из-под кисти художника в это время имело громкий успех и во Франции, и в самой Америке. Пять его работ участвовали в 1889 во Всемирной Выставке в Париже. А уже в 1890 состоялась его персональная выставка в галерее Пятой авеню в Нью-Йорке, где на этот раз уже было представлено около 400 его картин. Фредерика за его заслуги удостоили Ордена Почётного легиона.
Однако к концу 19 века увлечение художника Ближним Востоком отошло на второй план. Он почувствовал потребность в смене тематики и перешел к жанру символизма, а затем обратился к историческим, библейским темам и к античной мифологии. Впрочем, к тому времени и популярность самого ориентализма в Европе сошла на нет.
А после Первой мировой войны все творчество Фредерика Бриджмена резко потеряло свою актуальность. Он перебрался из Парижа в Лион-ла-Форе (Нормандия, Франция), где и прожил до конца своих дней, не оставляя живопись. Вначале 1928 года он умер, в нищете, к сожалению, практически полностью забытый.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040121/48517/
Рупор будет свободен через:
21 мин. 36 сек.