Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом художнике и вспомнить о его огромном творческом наследии, которое на сегодняшний день в большей степени хранится во многих ведущих музейных собраниях, а именно в Третьяковской галерее, Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. А написал Крыжицкий за свою творческую непродолжительную карьеру около 400 превосходных лирических пейзажей. Он был мастером, как говорят, от Бога.
Константин Яковлевич Крыжицкий - русский живописец-пейзажист польского происхождения, рожденный на Украине и внесший бесценный вклад в популяризацию украинского пейзажа. Он был одним из лучших учеников художника М. К. Клодта. Впоследствии стал академиком и действительным членом Императорской Академии Художеств, а также основателем и первым руководителем Общества имени А. И.Куинджи.
Родился будущий художник в 1858 году в Киеве в купеческой семье. Образование получил в реальном училище, после окончания которого отправился в Художественную Академию Санкт-Петербурга, постигать мастерство живописи. И нужно отметить, что за период учебы Крыжицкий настолько овладел премудростями профессии, что неоднократно отмечался серебряными и золотыми медалями за картины, которые выставлял на ежегодных академических выставках.
Императорскую Академию художеств Константин Крыжицкий окончил с большой золотой медалью и званием первоклассного художника. В качестве пенсионера он немало времени провел за границей, изучая шедевры мирового искусства. Написал множество пейзажей как маслом, так и акварелью. К слову, Константин Яковлевич был превосходным акварелистом. Экспозиции его работ не единожды с успехом выставлялись на Всемирной выставке в Париже и на Международной художественной выставке в Мюнхене.
А к 30 годам Константин Крыжицкий писал такие талантливые пейзажи, что сам российский император Александр III считал их достойным украшением для своего дворца. Он лично приобрел для своей коллекции картину «Лесные дали», написанную художником в 1889 году. Также лучшие из картин живописца «Гроза собирается» (1885), «Майский вечер» (1886), «Зеленая улица» (1897), «Перед полуднем» (1886) перешли в собственность членов императорской семьи и Академии художеств.
На многочисленных персональных отечественных и зарубежных выставках картины художника также имели большой спрос, их охотно покупали как ведущие галереи, так частные коллекционеры. Мотивы же для своих величественных работ художник черпал в основном из живописной природы Киевской губернии, где родился и вырос, а также окрестностей Санкт-Петербурга.
Трагедия разыгралась из-за пейзажа «Повеяло весною», на котором художник изобразил погруженный в зимнюю спячку лес. Чтобы передать натуральность снежного покрова, автору понадобилось немало времени и сил. Живописец вдумчиво выписывал каждый штрих, каждый нюанс полотна: добавлял рыхлость снега, тени, ложившиеся на овраг, отблеск искрящегося снега, а также великолепие спящих деревьев в ожидании весны.
По итогу работа вполне удовлетворила мастера, и он со спокойной душой осенью 1910 года отравил картину на выставку русской живописи в Лондон, организованную К.Е. Маковским. На выставке также было представлено еще двенадцать полотен Крыжицкого. Но самой большой своей гордостью автор считал только что законченное творение - «Повеяло весной». Публика также была от него в восторге, да и критики не скупились на положительные отзывы. Один из ведущих музеев Лондона даже выразил желание приобрести картину. Но художнику не терпелось показать ее отечественной публике, и он отказал. А когда картина к весне 1911 года вернулось в Россию, ее тут же выставили в Академии художеств, где петербургское общество творение академика Крыжицкого встретило буквально аплодисментами.
Но, уже через несколько дней, как гром среди ясного неба, в прессе неожиданно появилась "разоблачительная" заметка художника Фомы Райляна о том, что Константин Крыжицкий срисовал картину у другого живописца, написавшего почти такую же, но несколькими годами ранее. Приводилось и имя автора - Яков Иванович Бровар (1864-1941). Да и сказанное в заметке, подтверждалось снимками обеих картин. Следом в газете «Новое время» критик Николай Кравченко открыто обвинил Крыжицкого в плагиате... Судя по датам написания картин, выходило так, что академик украл идею у Бровара. В статье также говорилось, что за исключением нескольких деталей (отсутствие зубров у Крыжицкого) - все остальное, особенно дерево с раздвоившимся стволом - совершенно идентичное!
Скандальную новость тут же подхватили и другие газеты, пошли грязные пересуды и споры в творческих кругах. Обескураженный академик Крыжицкий искренне заверял, что картин художника Бровара никогда в глаза не видел. Его, разумеется, никто не слушал, шумиха не прекращалась. Начались разбирательства.
А завершился скандальное дело тем, что очередная статья о художнике Крыжицком в газете "Русское слово" от 5 апреля 1911 года сообщила о том, что тот лишил себя жизни:
"Самоубийство академика К.Я.Крыжицкого. 4-го апреля в 7 часов утра прислуга известного академика Константина Яковлевича Крыжицкого, войдя в кабинет его, увидела своего барина висевшим. Медицинская помощь была бесполезной: Константин Яковлевич был мертв. На письменном столе покойного была найдена предсмертная записка..."
"Нервы не выдерживают, - писал Константин Яковлевич - Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться. Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого!". Художник, написав записку, повесился на ручке высокого окна в своей петербургской квартире.
Хорошо знавшие академика коллеги так прокомментировали случившееся: "Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотала кампания, поднятая против него в журнально-художественных кругах. Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и подробностям с ранее написанной картиной Бровара. Крыжицкого стали обвинять в плагиате. Обвинение было явно необоснованное. Нелепо обвинять такого мастера, как Крыжицкий в плагиате. История с обвинением и поднявшаяся полемика страшно потрясли художника. И как результат - страшная трагедия."
А все дело было в той злополучной фотографии, о которой говорилось в предсмертной записке. Она была сделана за несколько лет до трагических событий неким Евгением Вишняковым. (В некоторых источниках указано, что снимок был сделан самим художником за 23 года до случившегося. Но в этом нет логики и нет этому подтверждения). Автор удачного снимка опубликовал его в одном из периодических изданий. И так получилось, что роковой кадр в разное время попал на глаза художникам и Бровару, и Крыжицкому, которые и использовали его мотив при написании своих картин.
Основным объектом для жарких споров стало массивное двойное дерево, занимающее весь крупный план полотна. Больше сходства не было ни на уровне исполнения, ни в цветовой гамме, ни в смысловом решении.
С тем, что в этом деле замешан фотоснимок, разобрались сразу, когда Крыжицкий ещё был жив. Но и тот факт, что художник "просто скопировал" фото, злые языки завистников также кинулись рьяно осуждать. Тем не менее, всем было очевидно, что картины Бровара и Крыжицкого, хоть и написаны по одному фотоснимку, получились абсолютно разными. Но время было такое, когда использование фотографий в работе художника считали делом недостойным и постыдным. Поэтому чувствительный художник и не выдержал... Вот так фотография, которой Крыжицкий воспользовался в своей работе, сыграла трагическую роль в его судьбе.
Так изначально выглядел памятник художнику вплоть до революции 1917 года. Скульптура сидящего художника и венок с надписью «Незабвенному мужу», были утрачены в годы советской власти.
Как было сказано ранее, еще при жизни художника его произведения пользовались большим спросом и популярностью не только в России, но и в Европе. Стоит отметить, что с течением времени его картины не утратили своей актуальности. Так, в 2009 году на аукционе Sotheby`s рекордом продаж картин Константина Крыжицкого стало полотно «Пейзаж» (1908), размером 108 х 143 см. Оно было продано за 465 тысяч долларов. Буквально на следующий год ушел с молотка «Летний пейзаж» за 150 тыс. долларов. А в 2017-м еще два произведения художника общей стоимостью 540 тысяч долларов было продано с аукциона Christie`s.
Продолжая щепетильную тему о значении фотографии в работе художников, хотелось бы припомнить известных живописцев - Репина, Альфонса Муху, Ван Гога, которые весьма успешно, хотя и втайне, пользовались фотоснимками в своей работе, создавая свои шедевры.
Нужно также отметить, что плагиат в мире изобразительного искусства существовал и задолго до того, как увидела свет первая фотография.