Илья Ефимович Репин - русский художник-реалист, которого считают самым известным русским художником XIX века. Зачастую его положение в мире живописи сравнивают с известностью Льва Толстого в литературе. В частности, Репин сыграл значительную роль в популяризации русского искусства в европейской культуре. Самые известные полотна мастера – «Бурлаки на Волге» (1873), «Крестный ход в Курской губернии» (1883) и «Ответ запорожских казаков» (1880–91).
Работа «Гопак» была написана во второй период творчества художника, который Игорь Грабарь, ученик художника, назвал «временем творческого упадка». Впрочем, последние десятилетия искусствоведы стали иначе оценивать поздний период художественного творчества Репина. Картина написана в финской усадьбе Пенаты (сегодня является музеем). Это третья в жизни Ильи Репина картина, созданная на запорожскую тему.
К сожалению, в последние годы Репин жил в бедности и денег не хватало даже на холсты. «Гопак» был написан на куске линолеума (кое-где даже проглядывает его узор). Работа была начата в 1926 году, потом приостановлена и вновь продолжена в 1928-1929 годах. Всего через год, в 1930 году, великий русский художник умер. Полотно Репин посвятил своему близкому другу и любимому композитору Модесту Мусоргскому. У Мусоргского была опера, «Сорочинская ярмарка», которой Репин восхищался. Один из отрывков оперы так и называется — «Гопак».
На своей картине Репин изобразил танцующих казаков, которые энергично и смело прыгают через алый костер. Все герои одеты ярко и красочно (их наряды буквально пылают красно-желтыми оттенками, напоминая языки огненного пламени). На поясах героев свисают темные ножны. Ярко и мощно ощущается динамика танца. С уверенностью можно сказать, что почти каждому зрителю захотелось ринуться в пляс вместе с героями картины Репина.
Главный герой сюжета – задорно танцующий казак в правой части картины. Он одет в яркий наряд: восточный колорит, золотистые орнаменты, широкие национальные шаровары и кафтан. На голове у запорожца красуется алая шапка. Справа зритель видит другого казака, который играет на музыкальном инструменте (вполне вероятно, это бандура). Также заметны фигуры прыгающего через костер мужчины и еще одного казака, который бросает дрова в огонь.
В работе «Гопак», как и во всех прошлых полотнах, Репину важна была историческая достоверность. Именно поэтому в процессе написания картины художник советовался с ученым, российским и украинским историком и краеведом Дмитрием Яворницким. В письме Репин просил прислать исторические фотографии казаков и жителей Запорожья. Учитывая, что Яворницкий слыл знатоком Запорожского казачества и всецело помогал Репину, в исторической подлинности картин художника можно не сомневаться.
Интересно, что именно Яворницкий посоветовал Репину написать картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и именно он позировал художнику в роли писаря в центре картины.
Первое, что бросается в глаза зрителю, - это обилие красок и яркая палитра, не свойственная Репину. Здесь и все оттенки красного, синего, зеленого. Заметны четкие и жесткие мазки. Нестандартная композиция – изюминка картины Репина. Создается впечатление, будто сюжет не влез в картину и есть еще части цикла «Гопака». Зритель наверняка обратил внимание, что лицо казака в верхней части картины намеренно не вошло в композицию. Подобный формат имеет герой и справа (его туловище изображено Репиным лишь наполовину). Композиция имеет диагональную перспективу (это и небесно-синий платок, развевающийся на половину полотна, и диагонально изображенный корпус главного казака).
Удаль, веселье, озорство и яркий оптимизм – основные эмоции, которые ощущаются от картины Репина! А с другой стороны, болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Вот слова Репина в период написания картины: «Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал. Но кончить уже не смогу... А жаль. Картина выходит красивая, веселая».
Таким образом, работа стала последним утешением художника в тяжелые предсмертные годы в Пенатах. Репин пережил бедность, голод, две революции, потерял гражданство, все его состояние было национализировано…. Что же хотел сказать Репин своей последней работой? Возможно, это посыл художника будущим поколениям – сохранять энергичный настрой, веру в лучшее будущее, быть преданным своему таланту и делу, несмотря на возможные тяготы жизни.
13 января ’2021 10:43
Посыл принят!Это такая МОЩЬ!!!ГОРЖУСЬ!!!
|