Христианское искусство живописи рассматривает Рождество в двух иконографических типах:
1. Первый возникает из рассказа Матфея, в котором волхвы направляются к месту рождения звезды в Вифлеем. Христианская типология считает звезду и визит волхвов исполнением пророчества Валаама: «Звезда восстанет от Иакова, а скипетр восстанет из Израиля». Самое раннее известное изображение Рождества – роспись II-III века в Катакомбах Присциллы. Она изображает пророка, указывающего на звезду, в то время как Мария сидит справа с младенцем Христом на коленях. А вот к IV веку в изображениях Рождества появились волхвы, которые навещают ребенка. Мария обычно придерживает Иисуса на коленях, а сама сидит на троне.
2. Другой палеохристианский тип следует за Лукой, а не за Матфеем. Волхвов нет, ребенок находится в яслях, а рядом с яслями обычно стоит пастух и / или сидящая Дева Мария. В этом примере жест пастуха означает созерцание. В других он поднимает руку в знак приветствия Младенца Христа. В VI веке появляются детали, которые останутся в иконографии Рождества Христова на многие века. Например, бык и осел (они все еще присутствуют на современных изображениях Рождества). Писание Исаии 1: 3: «Вол знает своего хозяина, а осел - кроватку своего господина: но Израиль не знал меня, и мой народ не понял», и из Аввакума 3: 2: «Ты явился между двумя животными».
Два иконографических типа никоим образом не исключают друг друга. На протяжении веков оба типа будут использоваться вместе, либо раздельно. На Востоке принято изображать мать и ребенка как параллельные лежачие фигуры с некоторым расстоянием между ними: бык и осел в верхней части изображения, а акушерки, моющие ребенка, внизу. Изображения Рождества на Западе также иногда включают параллельные фигуры и многие составляют сцену прямо в пещере.
Одна из старейших известных картин с темой Рождества – древняя выцветшая фреска в римских катакомбах Святого Себастьяно. На изображении сохранились слова на латыни «Слово стало плотью».
В Евангелии от Матфея Мария обещает выйти замуж за Иосифа. Бог посылает Иосифу во сне ангела, чтобы он объяснил божественное зачатие и попросил его назвать младенца Иисусом. Французский художник Шампень - один из тех редких мастеров, которые изобразили историю Иосифа и это ангельское вмешательство. Удивительно как ангел говорит без слов, объясняя тайну исключительно на языке жестов.
На этой картине Мария и Иосиф проходят через скалистый пейзаж. Она только слезла с осла, возможно, боясь спуститься по такому опасному склону. Седой и уставший Иосиф помогает ей со всей своей любящей добротой. Мария беременна Христом. Отца Иисуса обычно изображают бессильным, но не здесь. Как муж и будущий отец он выражает огромную заботу Марии, чтобы защитить свою семью от невзгод и опасностей.
Картины Рождества, первой ночи жизни Христа на земле, как правило, подчеркивают хрупкость младенца и удивление, испытанное теми, кто впервые стал свидетелем его пришествия. Ребенок обычно находится в центре, а Дева изображена в нежном созерцании. Изображения этого сюжета в XIV веке обычно включают элементы, унаследованные от византийской традиции, например, коробчатую кроватку для младенца и пещерное убежище для святого семейства. Более поздние изображения кардинально меняют окружение и характер пастухов.
Андреа Мантенья представляет Младенца Христа, лежащего в складках одежды своей матери, и подчеркивает бедность и смирение пастухов. Они приближаются к сцене в рваной одежде, босыми ногами и выражением благоговения. Феррарский художник Ортолано изобразил эту сцену совсем по-другому: в величественном классическом сооружении с идиллическим пейзажем пастухи преклоняют колени перед Иисусом.
На прекрасном панно Джованни ди Паоло модные костюмы волхвов, отороченные мехом и золотом, контрастируют с простым и скромным одеянием Марии и Иосифа. Но все же благоговение царей к святому семейству очевидно. Вот молодой король пожимает руку Иосифу, а более взрослый опускается на колени, чтобы поцеловать ногу Младенца Христа. Вместе с тем художник изобразил и самую первую сцену Рождества – непосредственно «Рождество Христово». На этой картине основным акцентом восприятия зрителя является, безусловно, Вифлеемская звезда.
Это произведение Боттичелли часто называют «Мистическим Рождеством». Мария, бык и осел наблюдают за Младенцем, пока Иосиф спит. Трое мужчин, стоящих на коленях слева от конюшни, - это волхвы. Их можно узнать по длинным нарядам. Справа на коленях стоят пастухи в более простых и скромных одеждах.
Все ангелы несут оливковые ветви, а мужчины увенчаны оливковым венком - символом мира. Над конюшней изображены ясные небеса, которые позволяют золотому свету рая осветить сцену. Ангелы и другие герои празднуют рождение новорожденного Иисуса. В углах на переднем плане можно увидеть демонов, убегающих в подземный мир. Многие ангелы несут знамена с такими текстами, как «Gloria in excelsis deo» (Слава Богу на небесах) или текстами, восхваляющими Марию. Мистицизм Боттичелли противоположен натурализму, который практиковали многие другие художники в то время. Слово «мистицизм» относится к идеализируемому объекту, который изображается красивее, чем это возможно в реальности.
Из многих вариантов изображений сцен Рождества эта картина, пожалуй, самая нежная. Мария смиренно преклоняет колени перед Младенцем Иисусом, она также полна любви к своему новорожденному ребенку. Художник подарил своей героине великолепное сияние и акцентировал внимание зрителей именно на ее взгляде. Мать и дитя смотрят друг другу в глаза, вся композиция подчеркивает их взаимную связь и любовь. Искусство Барроччи, до недавнего времени одного из самых недооцененных итальянских мастеров, было особенно популярно среди женщин (это и неудивительно, учитывая мастерство этой сцены Рождества, в которой сияющий ребенок освещает любящее лицо Марии).
Все эти изображения Рождества Иисуса разных веков свидетельствуют о том, что люди всегда стремились к вере. Они желали познавать веру, идти к ней, распространять и отражать на своих великолепных полотнах.
09 января ’2021 19:04
БЛАГОДАРЮ!!!
|