16+
Лайт-версия сайта

Новости

История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки



Человеку родом из Советского Союза нет нужды объяснять, что такое грампластинка. Скорее, наоборот – каждому есть что вспомнить об этих виниловых дисках, ведь на них были записаны любимые мелодии детства и юности. Незабываемый запах пластинки, потрескивание, которое раздавалось при опускании иглы на диск, «теплый» звук, раздававшийся в динамиках – все эти аналоговые чудеса, казалось бы, забытые в современном цифровом мире, еще не торопятся сдавать позиции.



Кто придумал грампластинки и как они устроены


Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.

 

Фонограф Эдисона

 

Фонограф Эдисона



Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него "записывался" звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.

Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.

Эмиль Берлинер, изобретатель граммофона и пластинки

 

Эмиль Берлинер, изобретатель граммофона и пластинки



Теперь тиражировать звуковую запись стало проще – для производства применяли стальную матрицу, а сами пластинки производили из эбонита - вулканизированного каучука. Впоследствии он был заменен на более дешевый материал – шеллак, который представляет собой природную смолу, выделяемую некоторыми видами насекомых.

Пластинки из шеллака - более тяжелые, более хрупкие

 

Пластинки из шеллака - более тяжелые, более хрупкие



Какими были пластинки в XX веке


Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость . Так появился винил и несколько вариантов скоростей

 

Производители пластинок стремились увеличить продолжительность звучания, прочность материала и снизить стоимость . Так появился винил и несколько вариантов скоростей



Своеобразной революцией стало создание в 1948 году долгоиграющих пластинок – теперь скорость вращения составляла 33 1/2; оборота в минуту. К тому же вновь изменился материал пластинок: вместо хрупкого и шумного шеллака стали применять винил, точнее – сополимер винилхлорида и винилацетата, материал небьющийся и значительно более дешевый, чем шеллак.
Почти сразу же другая компания стала производить пластинки для скорости 45 оборотов в минуту – этот формат требовал отдельного аппарата для проигрывания. На этом этапе развитие грампластинок уже определялось конкуренцией между разными звукозаписывающими компаниями.

 

Поздние советские проигрыватели позволяли использовать любую из трех основных скоростей воспроизведения: 33, 45 и 78. А размеры пластинок относились к категориям «маленькие», или «миньон», диаметром 7 дюймов (7”), «гранд» - 10’’ и «гигант» - 12’’.

Большая пластинка продавалась за 2 рубля 15 копеек

 

Большая пластинка продавалась за 2 рубля 15 копеек



Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.

Гибкие пластинки

 

Гибкие пластинки



Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.

От громоздкого граммофона и его переносной версии - патефона - к классическому советскому проигрывателю

 

От громоздкого граммофона и его переносной версии - патефона - к классическому советскому проигрывателю



Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.

Из кинофильма «Я шагаю по Москве»

 

Из кинофильма «Я шагаю по Москве»



В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.

Старые грампластинки за тысячи долларов


Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.

И в новом тысячелетии виниловые пластинки прошлых лет пользуются большим спросом

 

И в новом тысячелетии виниловые пластинки прошлых лет пользуются большим спросом



Лидерами продаж прошлого десятилетия неоднократно становились старые альбомы группы The Beatles. Кстати, само слово «альбом» применительно к сборнику музыкальных композиций появилось не случайно. Когда-то, до эры долгоиграющих пластинок, выпускали вместе по несколько дисков одного исполнителя, этот комплект пластинок упаковывали в коробку, которая очень напоминала тогдашние фотоальбомы.
Среди покупателей встречаются как коллекционеры или диджеи, экспериментирующие со звуком, так и простые любители музыки. Цифровизация современного мира не всем по нраву – некоторые меломаны уверяют, что звучание аналоговых дисков существенно выигрывает по качеству воспроизведения, возникло даже понятие «лампового звука» - то есть «богатого и теплого», в противовес бездушному и холодному звучанию «цифры».
Цена отдельных пластинок в среде коллекционеров может достигать нескольких тысяч долларов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/181220/48488/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

235
ПОДАРОК СУДЬБЫ Приглашаем на премьеру!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft