На закате своей жизни Виктория, вызвав свою верную помощницу, продиктовала ей ряд пунктов, связанных с похоронами. После чего фрейлина передала записи личному врачу королевы, сэру Джеймсу Риду. По словам писателя Тони Реннелла, потомок семьи Ридов написал книгу о докторе и его знаменитом пациенте, но содержание секретных инструкций было запрещено цензурой Королевского колледжа.
Когда Реннелл, который также писал книгу о последних годах жизни Виктории, был приглашён семьёй Рид исследовать их архивы, он наткнулся на скрытые инструкции, написанные незадолго до смерти старой королевы. Он сумел успешно опубликовать своё исследование, и впервые на свет появились последние пожелания Виктории.
Пожалуй, одним из первых и главных пунктов в списке Виктории было желание, связанное с тем, чтобы её похоронили со слепком руки принца Альберта, который был сделан из гипса сразу же после того как он скончался. После внезапной кончины любимого супруга, Виктория была опустошена и её скорбь оказала огромное влияние на скорбящих людей по всему западному миру в эпоху, которая до сих пор носит её имя.
Но это было ещё не всё. В течение многих лет после его смерти она заставляла бывших слуг Альберта выполнять утренние ритуалы. Слуги каждое утро приносили ему в комнату горячую воду, щётку для бритья, чашку и полотенца. Его камердинер также продолжал приносить костюм, который он наденет в этот день. В конце дня слуги возвращались и убирали вещи, но на следующий день всё повторялось.
Виктория держала свою собственную спальню, задрапированную чёрным и украшенную повсюду портретами и фотографиями Альберта, а ещё она каждую ночь засыпала с его гипсовой рукой.
Второй пункт секретных инструкций гласил о том, чтобы все присутствующие на похоронах королевы были облачены исключительно в белые одежды.
Она также включила пункт, в котором подробно изложила о том, что желает быть похороненной в белоснежной фате, оставшейся после свадьбы с принцем Альбертом.
Виктория считала и верила в то, что таким образом она сможет воссоединиться с покойным супругом на небесах, став его спутницей на века.
Ко всему прочему, даже в обычной жизни она оставалась привязанной к своей фате и платью, и они с Альбертом позировали в своих свадебных нарядах, спустя годы после свадьбы.
Несмотря на то, что семья Виктории знала о том, что королева желала быть похороненной с обручальным кольцом, мало кто догадывался, о каком именно кольце шла речь. Единственными посвящёнными в эту тайну людьми была фрейлина Виктории, а также её лечащий врач, который большую часть своего времени проводил с королевой, ухаживая за ней. Это кольцо было подарено ей не мужем, а другим человеком, с которым она общалась на протяжении сорока лет после смерти супруга.
Её отношения с шотландцем Джоном Брауном, который был слугой и её фаворитом, вызывали множество споров и предрассудков, особенно в британской королевской семье. Джон был единственным человеком, которому практически всё сходило с рук, в том числе и критика в адрес королевы. Ко всему прочему, он мог позволить себе говорить с ней в дружеском тоне, нисколько не стесняясь этого. Более века историки ломали голову над странными отношениями между Викторией и Джоном, и в последние годы они стали придерживаться более реалистичного, гуманного подхода.
Писатель Тони Реннелл был историком, который наконец-то пролил свет на историю второго обручального кольца, а совсем недавно историк А. Н. Уилсон убедительно доказал, что у Виктории и Брауна действительно были романтические отношения, но они так и не были завершены. По словам Уилсона, они спали в одной постели в обнимку друг с другом. Также он указывает на предсмертное признание шотландского священника, который признался в том, что тайно поженил этих двоих.
Её гроб, изготовленный на заказ, практически доверху был заполнен различными вещами, прежде чем её поместили в него. На самом дне гроба был равномерный слой древесного угля, который служил сорбентом, впитывающим неприятные запахи и влагу, исходящие от умерших. Поверх угля лежал один из халатов покойного Альберта. Среди прочих вещей были, книги, фотографии, украшения и различные безделушки, которыми так дорожила Виктория.
Руки королевы были украшены кольцами и браслетами, на её шее красовался медальон, а завершающим этапом была гипсовая рука принца Альберта и белоснежная фата Виктории.
Несмотря на то, что Виктория умерла в середине зимы, похоронной службе, а также родственникам удалось обзавестись живыми цветами, которые были собраны не только по всей Великой Британии, а и по городам Европы.
Гиацинты, положенные в гроб невесткой, помогли сэру Джеймсу Риду замаскировать левую руку Виктории, на безымянном пальце которой красовалось обручальное кольцо, некогда подаренное её другом и фаворитом.
Также поверх тела покойной положили веточку цветущего вереска (символ Шотландии), который служил благоговейным напоминанием о былых временах, проведённых с семьёй и, конечно же, с мужчиной, поддерживающим её долгие годы после смерти супруга.
Не менее трогательным смотрелся роскошный и богато расшитый мужской плащ, который принадлежал её покойному мужу. Плащ был подарен принцу Альберту принцессой Алисой, которая самостоятельно сшила его. И совсем неудивительно, что отец с гордостью носил подарок дочери. Ко всему прочему этот плащ был не только напоминанием о любимом супруге Виктории, а и о обожаемой Алисе, которая, к сожалению, также умерла.
Викторию похоронили в роскошном мавзолее, который был построен по её просьбе много лет назад. После смерти супруга королева заказала скульптуру покоящегося Альберта в натуральную величину, склонившую голову к скульптуре его жены, которую после её смерти должны были установить на саркофаг.
Её собственная, соответствующая статуя была помещена на хранение, чтобы быть выставленной на показ после её собственной смерти. Виктория в мраморном покое предстаёт именно такой, какой она представляла себя даже в самом конце: молодой и влюблённой. Однако, когда она умерла через сорок лет после Альберта, статую не смогли сразу найти, так как забыли, где она была спрятана. Таким образом, Виктория была первоначально похоронена без статуи, и прошло несколько месяцев, прежде чем её нашли, заколоченной за стеной в Виндзорском замке.
Виктория даже заранее спланировала, кто именно «сопроводит» её в последнее пристанище. Как только врач и секретарь положили большую часть вещей в гроб, некоторые члены семьи и слуги собрались, чтобы перенести её тело из постели в гроб. У её изголовья стояли доктор и женщина-секретарь (главная фрейлина). С одной стороны её тела находился её сын и наследник, новый король Эдуард VII, её внук, немецкий кайзер Вильгельм II, и ещё один из её сыновей, Артур, герцог Коннаутский. По другую сторону её тела стояли трое самых преданных слуг.
После того, как тело поместили в гроб, родственники и слуги покинули комнату и Риду удалось выполнить последнюю просьбу королевы. Он надел на безымянный палец левой руки кольцо Джона и вложил в ту же руку фотографию её шотландского компаньона, а также прядку волос. Затем гроб был запечатан и тайны королевы остались нетронутыми.
Джеймс на протяжении пятнадцати лет служил главным врачом королевы и был ей предан до конца её дней. Он единственный, кому удалось сохранять секретные инструкции Виктории, которые и по сей день находятся во владениях его потомков, отчего королевская семья не в особом восторге. Покойная принцесса Маргарет, как сообщается, публично потребовала от членов семейства Рид вернуть то, что по праву принадлежало королевской семье, но её требования оказались безрезультатными, и список остался в архиве семейства Рид.