Зарегистрировано — 123 585Зрителей: 66 650
Авторов: 56 935
On-line — 6 981Зрителей: 1346
Авторов: 5635
Загружено работ — 2 126 592
«Неизвестный Гений»
Новости
Путеводитель по приключениям солнечных божеств: Кровавый потоп, танцы на котле и бурная личная жизнь
Практически у всех народов были свои божества Солнца. Только у одних – милостивые, а у других – злые. И каждое влипало в собственное приключение, потому что какие же мифы о богах без приключений! «Культурология» представляет небольшой путеводитель, по которому хорошо видно, как боги и богини солнца отражают национальный характер.
Гелиос
Самый «раскрученный» в европейской культуре бог. А всё потому, что долгое время Европа обожала древнегреческую мифологию и всё на свете привязывала к ней. Сын титана Гипериона и его сестры Тейи. А поскольку тот и другая были детьми Урана и Геи, то Гелиос приходится Зевсу, царю всех богов, двоюродным братом.
Гелиос передвигался по небу на огненной колеснице. А поскольку это было, по видимости, довольно скучно, с удовольствием всем на всех «стучал». Это он просветил бога-кузнеца Гефеста, что Афродита наставляет ему рога с Аресом, и он же подсказал Деметре, что Персефону украл Аид. Аид Гелиосу ничего не сделал, а вот Афродита мстила его детям и внукам.
Потомства у Гелиоса хватало, притом от самых неожиданных партнёрш. Например, вместе с богиней войны, мудрости и ремёсел Афиной он произвёл на свет корибантов, весёлых демонов, ставших прислужниками Кибелы. Веселье их понравилось бы не каждому. То они убьют собственного брата и тем самым породят сельдерей (натурально, сельдерей, съедобную траву), то унесут в корзинке пенис Диониса.
А вот о чём вспоминают реже, так это о том, что богов солнца в Древней Греции было два. Второе божество, Пандия, была богиней именно полуденного, самого яркого солнца. Она была дочерью Селены, сестры Гелиоса, и Зевса.
Вуриупранили
Северные австралийские аборигенные племена верят в то, что солнцем управляет женщина-богиня. Каждое утро она просыпается на востоке и зажигает небольшой факел. Его люди и принимают за утреннее солнце. При свете факела она украшает тело и лицо красной охрой. Немного охры уносит её дыханием – её видно на закатных облаках.
Вуриупранили пускается в путешествие по небу, и перед путешествием, конечно, берёт факел побольше. Вечером она достигает своего жилища на западе. А ночью ей приходится идти под землёй на восток, чтобы там проснуться.
Аматэрасу
Японская богиня, как считается – предок много веков занимающей трон японской императорской династии. После распространения в Японии буддизма стала также считаться буддой Вайрочаной. Это она, как считают её последователи, придумала, как возделывать рис, прясть шёлк и ткать из него ткани.
Однажды брата Аматэрасу изгнал было их общий отец. Перед изгнанием брат навестил Аматэрасу, и они стали мужем и женой. Тут же из вещей друг друга они сотворили общих детей, и на радостях новоиспечённый отец уничтожил оросительные каналы, а также нагадил в столовой, после чего ещё и разбросал то, что исторг из себя. Но это было только началом бесчинств. После очередной выходки брата-мужа Аматэрасу спряталась в пещере, и мир погрузился во тьму.
Чтобы выманить Аматэрасу, другие боги поставили перед её пещерой котёл и зеркало. На котле принялась танцевать богиня радости, попутно распуская одежду. Её нагота заставила богов смеяться. На смех выглянула Аматэрасу, и, если кратко, её вытащили. А брата всё-таки изгнали.
Шамаш
Это вавилонское, аккадское и ассирийское божество считалось слугой бога луны, Сину. Тем не менее, его довольно усердно почитали – ведь он был также богом врачевания. Вряд ли люди в те времена знали о том, что ультрафиолет солнечных лучей способен убивать микробы, так что удивительно, почему именно бог солнца получил это качество. Считалось, что силы Шамаша в исцелении так велики, что он может поднимать мёртвых.
Шамашу также молились о плодородии, освобождении пленных и праведном решении судий. А у древних йеменцев он был женщиной по имени Шамс – с тем же набором функций. Есть гипотеза, что у езидов богиня Шамс преобразилась в светоносных ангелов-шамсов. Они записывают все молитвы, которые посылают езиды к богу.
У аккадского Шамаша была и супруга, богиня света Айа. Среди семитских народов она была очень популярна и её имя использовали как составную часть женских имён. Она совместно с мужем следила за исполнением законов. Айю и Шамаша призывали божественными свидетелями, заключая вполне земные по содержанию договоры. В одном старом мифе она также пыталась совратить бога луны, того самого, слугой которого считается её муж.
Ариннити
У хеттов (живших примерно на территории сегодняшней Турции) главным богом тоже было божество не солнца, но грозы – Тешуб. А божество солнца было его женой Ариннити. Судя по некоторым мифам, в отдалённые времена именно она была главной богиней, но со временем сместилась по карьерной лестнице вниз, как и многие другие женские божества. Но при царе Мурсили II в конце XIV века её культ снова временно возвысился. Неудивительно – богиня солнца во время боя шла перед царями, а Мурсили сражался много.
Помогала Ариннити не только в сражении, но и в родах. Впрочем, кто сказал, что роды не были сражением? Проливалась кровь, и так же велика была вероятность смерти. Ариннити не только помогала роженицам – молитва каждой, кто мучилась в родах, могла быть ею услышана и исполнена, каковой бы эта молитва ни была.
Уицилопочтли
Объединял в себе функции бога солнца и войны и ацтекский бог Уицилопочтли. Его родила богиня Коатликуэ – вдова предыдущего бога Солнца, от мячика из перьев колибри. Уицилопочтли появился из утробы своей матери как раз вовремя, чтобы убить старшую сестру, которая пыталась совершить убийство чести: ведь её мать забеременела без мужа!
После того, как Уицилопочтли закинул отсечённую голову сестры в небо, та стала Луной. Так что, глядя на луну в небе, ацтеки видели совсем не зайчика. Уицилопочтли постоянно сражался с тьмой, наползающей на мир. И, чтобы поддержать свои силы, постоянно требовал человеческих жертвоприношений.
Сурья
В ведический период своей истории индийцы почитали как одного из главных богов солнце-Сурью. Как и Гелиос, он ездил на пылающей колеснице, только в его колесницу были впряжены семь лошадей. Жену Сурьи звали Санджи. Она была дочерью бога-творца и страдала от света и жара своего мужа. Так что неудивительно, что, родив Сурье троих детей, Санджи сбежала. Удивительнее, что она не сделала этого раньше.
Чтобы бегство обнаружилось не слишком быстро, Санджи подложила в постель мужу свою служанку. Очень не сразу Сурья понял, что женщина, с которой он делит ложе, вообще другая. Тогда он обратился жеребцом и отыскал Санджи в образе кобылы. Но… воссоединились они только после того, как отец Санджи уменьшил его свет и жар в восемь раз. Иначе Санджи отказывалась.
Кроме Санджи и её служанки, у Сурьи были ещё женщины. Например, богиня Притха выбрала его одним из своих пяти возлюбленных. Сурья способен избавить не только от тьмы и злых духов, но также от проказы и нищеты. Молились ему и об исцелении от других болезней. В виде животного он изображался не только как жеребец, но также летящим орлом или козлом. Козлом не летящим.
Ра
Отец бога ярости и разрушений Сета, богини радости, материнства и опьянения Хатхор и богини истины Маат, бог Ра проявлял себя сразу в нескольких солнечных богах. Но главным оставался именно Ра, то есть просто «солнце». Удивительно, но Ра породил также богиню дождя и бога воздуха – вот уж что слабо ассоциируется с палящим египетским солнцем!
Все фараоны считались воплощениями Ра, который и сам был фараоном среди богов. Когда Ра состарился и его кости превратились в золото, хитрая Исида, его правнучка, выманила его тайное имя. А утратив власть над тайным именем, Ра утратил и абсолютную власть над человечеством. Люди перестали соблюдать его законы. Тогда Ра решил их уничтожить. Для этого он использовал свою дочь, богиню веселья. Её обратили во львицу, и она убила так много людей, что начался настоящий кровавый потоп и люди стали тонуть в крови. Тогда Ра людей стало жалко. Он опоил дочь пивом, и она заснула. Так бойня прекратилась.
Сауле
Латышская и прусская своенравная богиня солнца. Она посылает плодородие пашням, помогает страждущим, карает грешников и покровительствует сиротам, как всеобщая мать. Слово «мир» в латышском языке буквально означает «место под солнцем» или «место под Сауле». Время от времени она дерётся с главным богом, Диевсом. Днём, как и многие другие солярные божества, она разъезжает на колеснице, в которую запряжены огненные кони. Вечером она купает коней в море и возвращается в свой яблоневый сад.
Мужем богини стал бог луны. Но они развелись из-за его измены. Оба хотели по-прежнему видеться со своей дочерью-землёй, но не хотели больше видеть друг друга. Вот почему солнце и луна светят над землёй по очереди. А пятна на лице луны – это, собственно говоря, синяки, оставленные разгневанной Сауле.
Луг
У кельтов древности широко почиталось божество солнца и хитрости в одном лице. Цезарь называл его по римскому образцу «Меркурием», но скорее всего, имелся в виду континентальный аналог ирландского бога Луга, вечного юноши. Считается, что к имени этого бога, только в континентальном варианте, восходят названия городов Лион, Лейден и Лигниц.
В ирландской мифологии Луг – знаток всех ремёсел, арфист, знаток законов, хронист, врачеватель и воитель. Даже его зачатие сопровождалось хитростью. Его мать, принцесса Этлин, была заточена с няньками и служанками в замке с наказом никогда не только не показывать ей мужчину, но даже не рассказывать о том, что такие существа бывают. Отец Луга решил отомстить семье его матери буквально за кражу коровы. Он переоделся женщиной и вместе с сообщницей, друидессой Бирог, попросил ночлега в замке Этлин. Гости выдали себя за жертв кораблекрушения.
В замке переодетый юноша соблазнил юную хозяйку и сбежал с ней. Позже Этлин родила сразу трёх сыновей. Её отец послал слугу, чтобы похитить их и утопить. Слуга уносил детей в большом кульке из ткани. По пути одна из булавок, скреплявших кулёк, высвободилась и на землю упал Луг, став единственным сыном Этлин, который выжил. Его подобрала друидесса и вернула отцу, а отец передал на воспитание знакомому кузнецу. Остальные приключения Луга, пожалуй, слишком кровавы, чтобы так просто их описывать.
Текст: Лилит Мазикина