16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как «дойти до ручки» и у кого «семь пятниц на неделе»: Занимательные факты об известных фразеологизмах



Некоторые старинные поговорки возникли не на пустом месте. Народ подмечал самые интересные факты и облачал их в слова. Ведь сразу и не разберешь, почему у кого-то семь пятниц на неделе, а кто-то дошел до ручки. Заодно можно узнать, почему на Руси использовали молоко при тушении пожаров, плевались репой и другие любопытные факты.



Русские калачи, и причем тут «дошел до ручки»

Русские калачи похожи на замок или гирю./Фото: na-dostupnom.ru

 

Русские калачи похожи на замок или гирю./Фото: na-dostupnom.ru

 

Сегодня, когда о ком-то говорят «этот человек дошел до ручки», имеют в виду его тяжёлое материальное положение или моральное состояние. А раньше речь шла не об этом. Оказывается, это выражение пришло из Древней Руси и связано оно с вкусным хлебобулочным изделием - калачом. На Руси много пекли, изделия были самой разной формы. Те же калачи могли быть и круглыми, и похожими на пирожок, однако самым известным и распространенным был и остается калач с ручкой. Внешне он напоминает спортивный снаряд (гирю) или замок.

Для чего же делалась эта ручка? В старой Руси еще не было обычая мыть руки перед тем, как съесть вкусный калач, но все же брать выпечку грязными руками считалось неправильным. Потому и пекли пышные калачи с ручками. За неё держались, чтобы спокойно съесть лакомство. А ещё через ручки продевались верёвки и выпечку подвешивали для хранения. По верёвке могли добраться вездесущие крысы, при этом доставалось именно ручке. Голодные зверьки грызли ее, а нетронутые калачи хозяева потом забирали. Если вернуться к выражению «дошёл до ручки», то дело тут в следующем: ручка была жёсткой, самой невкусной частью калача. Съев его, человек выбрасывал испачканный кусочек выпечки, который с радостью подбирали бездомные собаки и нищие.

Кто такие рыкари, и почему они прятались на поле боя

Художник Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами./Фото: stene.ru

 

Художник Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами./Фото: stene.ru



Вряд ли сегодня обычному человеку придёт в голову злобно и громко рычать и завывать, подражая дикому волку. Разве что он работает на киностудии и озвучивает фильмы. А в Древней Руси такие люди, имеющие мощный, громкий голос и способные изобразить грозного зверя, очень ценились. Назывались они рыкари, и их задача была ответственна - помочь войску выиграть бой.

Как это происходило: в ночь перед боем рыкари, словно тени, заползали на поле боя и маскировались на нём. Местом их нахождения выбиралась то, где должна была идти конница. Когда же противники бросались в атаку на лошадях, рыкари начинали громко рычать и выть, пугая благородных животных. Лошади, которые инстинктивно боялись волков, впадали в панику, начинали скидывать своих седоков, и этим замешательством пользовались, чтобы получить долгожданную победу. Потому хороший (скажем так,талантливый) рыкарь ценился на вес золота.

Почему пожары тушили молоком и как защищали свои жилища от попадания молний

Художник Николай Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне./Фото: territaland.ru

 

Художник Николай Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне./Фото: territaland.ru



Грозы боятся многие современные люди. А в древней Руси её боялись практически все. Грозу воспринимали не просто как непогоду, а как божественный символ. Сначала повелителем молнии и грома был бог Перун, потом его сменил Илья пророк. Он летел по небу в своей колеснице и метал в бесов копья-молнии, а колеса колесницы грохотали, вызывая раскаты грома.

Молнии придавалась большое значение. Если, например, она ударила в дерево, значит, там сидел чёрт. А если молния ударила в избу, то говорили, что это либо кара, назначенная за какой-то проступок, либо, наоборот, Божья милость.

Чтобы смягчить божественные силы, на Руси тушили пожары после грозы очень странным способом - использовали не воду, а молоко. Если молока было не слишком много, брали пиво или квас. Как ни странно, крестьяне считали, что от воды пожар будет полыхать ещё сильнее. Кроме вкусных напитков можно было попробовать бросить в огонь пасхальное яичко.

Пожары после гроз случались часто, ведь громоотводов тогда не существовало. Строить заново избу или дом после пожара было дорого и тяжело. Потому возникло такое утешающее поверье, что молния не может попасть два раза в одно и то же место. После пожара крестьяне собирали угли и хранили их в недоступном тайном месте, считая оберегом от пожара.

Но ведь были еще и шаровые молнии. Чтобы они не залетали в дом, следовало дверные косяки и окна обмазать молоком. Использовали также освященные в Троицу березовые ветки. Когда гроза шла вовсю, семья собиралась в сенях и готовилась в любой момент покинуть свой дом. Входная дверь не закрывалась, чтобы бы показать покорность божественной воле.

Чтобы спастись от другого стихийного бедствия, нужно было звонить в колокол. Нечистая сила, услышав колокольный звон, должна была испугаться и прекратить свой шалости.

Почему говорят «проще пареной репы» и для чего ей плевались

Пареная репа./Фото: bigvorona.ru

 

Пареная репа./Фото: bigvorona.ru



Поговорка «проще пареной репы» говорит именно о простоте какого-либо действия. В древней Руси ее использовали в качестве основного продукта. Кушанья из репы были простыми и незатейливыми: из нее варили суп, ели в сыром виде, натирали, клали в кашу и просто парили в горшках. Кстати, среди этимологов есть мнение, что до 20 века говорили не «проще», а «дешевле». Репу сажали повсеместно, и покупали возами. Это была неприхотливая, хорошо переносящая холода культура, которая всегда выручала крестьян.

Если готовить репу было просто, то процесс ее сеяния был весьма экзотичным. Сажали ее, выплевывая семена, которые у репы очень мелкие. Крестьяне не считали возможным потерять даже несколько семечек, и старались сажать репу правильно, равномерно и аккуратно. Натруженными руками распределить мельчайшие семечки было очень сложно. Потому существовали профессиональные плевальщицы, то есть крестьянки, которые сеяли репу ртом. Смоченные слюной семена они быстро и точно выплевывали в нужном месте поля. Умелые плевальщицы пользовались большой популярностью и даже принимали заказы на посев репки.

У кого было семь пятниц на неделе и что происходило в этот день

Художник В. Бычков. Деревенский базар./Фото: art-catalog.ru

 

Художник В. Бычков. Деревенский базар./Фото: art-catalog.ru



Про человека, часто меняющего свое мнение или не выполняющего обещания, говорят «у него семь пятниц на неделе». Почему пятниц? В древней Руси в этот день отдыхали от работы и посвящали его базарным договоренностям. Покупая партию товара в пятницу, давали обещание через неделю оплатить его или доставить то, чего не хватило.

Увы, как и сегодня, хитрецов и нечестных торговцев в древние времена было много. Наступала пятница, а ни денег, ни товара. Люди, нарушающие пятничные традиции считались легкомысленными лжецами, о которых и говорили «семь пятниц на неделе». И еще интересно, что слова «пятница» и «пятиться», то есть идти на попятный, имеют схожее звучание.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050319/42411/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Лёгкий южный ветерок (премьера песни)

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Приглашаем на премьеру песни!
Если тебя рядом нет

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/muzchina_zenzchina/2610816.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft