Эта необычная пословица – вовсе не отсылка к фильмам ужасов. История ее относится к далекому XIV веку. В те времена жителям очень досаждали набеги воинов Орды. Рязань как раз находилась на излюбленном пути захватчиков, однако местные леса как будто сами помогали обнаружить вторгшихся иноземцев, их путь следопыты без труда находили по помятым грибам. Чтобы эта «система слежения» не давала сбоев, местным жителям под страхом смерти запретили собирать и топтать грибы. Поэтому боровики и мухоморы становились «глазастыми» - помогали проследить за передвижением врагов.
Удивительно, что при наличии всех современных средств связи и слежения, сегодня старинный «грибной дозор» также используется в приграничных районах, которые могут похвастаться лесными богатствами. Помогает он и при поиске пропавших в лесу людей. Учитывая исторические заслуги, в 2013 году в Рязани был установлен памятник «глазастым» грибам. Бронзовая семейка смотрит в разные стороны, охраняя покой и мир граждан.
Это выражение, означающее невежественную и безграмотную писанину, появилось в результате очень трагических событий. В XVI веке, в период правления Ивана IV, нашелся правдолюбец, который не боялся высказывать грозному царю свои мысли. Митрополит Московский и всея Руси Филипп II не только говорил всенародно о многочисленных преступлениях опричников, но и писал гневные разоблачительные письма. Именно эти документы Иван Грозный стал называть «филькиными грамотами».
Конечно, долго подобную оппозицию российский монарх терпеть не стал. Опального митрополита лишили сана и сослали в тверской монастырь, где он был убит Малютой Скуратовым. Позднее мощи правдолюбца были перенесены в Москву, и он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. «Филькиными грамотами» еще несколько веков именовались документы, не имеющие юридической силы. Позднее это выражение стало крылатым, приобретя более отрицательный смысл.
Данный фразеологизм также возник во времена правления Ивана Грозного. Дело в том, что после взятия Казани царь проявил изрядное великодушие и политическую дальновидность. Вместо того, чтобы уничтожать князей захваченного города, он решил превратить их в союзников и осыпал милостями. Однако казанские ханы продолжали жаловаться на судьбу и забрасывали Москву челобитными с просьбами, где часто называли себя «сиротами». Русские бояре, которым от царя в качестве подарков чаще доставались дыбы, начали новых «коллег» с иронией называть «казанскими сиротами», а позднее его стали применять для всех прибедняющихся и желающих специально вызвать к себе жалость.
Существует легенда, что появилось это выражение благодаря Петру I. В те времена о городских водопроводах если и слышали, то далеко не везде, поэтому доставкой питьевой воды в города чаще всего занимались водовозы. Это была достаточно престижная профессия. Мужики с телегами, запряженными лошадьми, на которых были установлены огромные бочки, набирали воду и привозили ее горожанам. Организовывалась эта доставка централизованно, и оплата возчикам поступала из казны. Жители получали воду бесплатно или очень недорого. Однако некоторые жадные водовозы начали требовать за воду плату, нещадно завышая ее. Когда сведения об этом дошли до Петра, он поступил в своем духе – приказал уличенных в подобном мошенничестве мужиков впрягать в телеги, чтобы они возили воду «на своем горбу». Разумеется, водовозы остались очень обижены на царя.
Этот фразеологизм, как и многие другие, пришедшие к нам из далекой старины, имел изначально гораздо более страшный смысл и означал не просто человека, не умеющего сдерживать эмоции. Традиция ставить преступникам метки на заметных местах тела, чаще всего на лице, появилась еще в Древнем Риме. Например, клеветникам там выжигали на лбу букву «С» (лат. calumniare - клевета). Позднее этот способ переняли у нас. Так, в XVII веке участников медного бунта клеймили буквой «Б» на щеке, а в 1746 году вышел указ Елизаветы Петровны о том, что преступников необходимо клеймить и оставлять им метки на лбу. Действовала эта мера больше 100 лет и была отменена только в середине XIX, так что выражение закрепилось в нашем языке.
На счет этой поговорки единого мнения нет, но существует версия, которая выглядит весьма убедительно и, что не маловажно, прилично. Яйца в данном случае подразумеваются куриные. В Европе в старину существовала традиция «Яичного танца» - «Eiertanz». Это странное действие появилось в XVI–XVII веках в Нидерландах, а позднее распространилось по разным странам. Его можно увидеть на полотнах известных художников -Артсена, Брейгеля, Ван Остаде, Сафтлевена. На всех них изображены люди, которые танцуют среди разложенных на полу яиц.
«Миньона завязала себе глаза, подала знак и, словно заведенный механизм, начала двигаться под музыку, подчеркивая кастаньетами такт и напев. Ловко, легко, быстро и четко выполняла она танцевальные па. Так смело и решительно вонзалась носком между яйцами и рядом с ними, что, казалось, вот-вот она либо раздавит одно, либо в стремительном повороте отшвырнет другое. Но нет! Она не задели ни одного». Гёте, «Годы учения Вильгельма Мейстера»
Понятно, что эта забава должна была показать ловкость танцоров. У немцев, кстати, существует сходное выражение: «Еinen Eiertanz aufführen», что означает дословно «Справляться с яичным танцем», а в переносном значении – ловко решать проблемы. Возможно, что в нашей традиции поговорку перевернули, а о куриных яйцах забыли, хотя точных данных о том, что именно это объяснение является верным, пока нет.