Зарегистрировано — 123 585Зрителей: 66 650
Авторов: 56 935
On-line — 6 981Зрителей: 1346
Авторов: 5635
Загружено работ — 2 126 592
«Неизвестный Гений»
Новости
Какими были дачи при царе: Чем поместье отличалось от вотчины, как у дворян появились усадьбы и другие факты
Новые усадебные традиции – традиции загородной жизни – сейчас начинают складываться заново, то, что недавно претендовало на скромное название «дача», теперь нередко замахивается и на лавры поместий прошлых культурных эпох. Дворянская праздность на фоне провинциального быта, как на картинах художников XIX века и в произведениях Островского и Чехова. А вот какой была эволюция этих землевладений – от момента их возникновения до превращения – правда, очень незначительного числа – в музеи-усадьбы.
Вотчины
Землю стали делить с тех самых пор, как образовалось древнерусское государство. Начиная с IX века недвижимостью владели князья, а кроме них – дружинники князей и чуть позже – бояре. Спустя еще некоторое время в раздел земель включилась церковь: отдельные владения получали епископы и монастыри. Такая форма собственности на землю, которая подразумевала еще и права на живущих там крестьян, получила название «вотчина», или «отчина». Слово восходит к понятию «отец», поскольку право, которое носило это название, предполагало передачу – в первую очередь по наследству, от отца к сыну.
При этом вотчины могли дробиться, делиться между несколькими сыновьями прежнего владельца. Феодал – а именно им был собственник такой земли – по своему усмотрению управлял своим имуществом, а еще – собирал подати с крестьян, живущих на его территории, вершил суд. К XIII веку вотчины были основной формой собственности на землю. Зачастую они не представляли собой единой территории, у богатых бояр могло быть несколько вотчин в разных частях государства, и ни в какое общее хозяйство такие участки земли не объединялись.
С образованием Московского княжества и централизацией власти статус вотчинных земель и их владельцев стал меняться. Права феодалов ограничивались, в том числе, например, право судить на территории своей вотчины. Появлялась другая форма права на землю – поместье. Передавалось оно тоже не так, как вотчина.
Поместья и помещики
Главным отличием поместья было то, что землю выдавали при условии нахождения владельца на военной или государственной службе. Наследовать и передавать в наследство поместье долгое время было нельзя – только владеть и пользоваться землей пожизненно. То есть, по сути, таким способом государство платило своим дворянам – взималось нечто вроде «налога кровью» – и обеспечивало материальную возможность служить. Земли выдавались как форма вознаграждения за службу и в качестве средства для выполнения своих обязанностей в отношении государя.
Когда в конце XV века царь Иван III, собиратель русских земель вокруг Москвы, отнимал у бояр вотчины – в Новгородской, в Псковской республике, в Тверском княжестве – взамен он давал поместья, получая при этом пополнение в вооруженные силы или направляя новоиспеченного помещика на другую службу.
К концу XVI века поместья уже можно было оставить в наследство сыну, при условии, что тот обязуется нести государственную службу, как некогда – его умерший отец, прежний хозяин. А если помещик умирал, оставив вдову и незамужних дочерей, то некоторое «прожиточное» поместье полагалось и им – разумеется, в этом случае на службу никого не призывали.
В особых случаях статус поместных владений дозволялось изменять, тогда они становились вотчинными, так поступал, например, царь Михаил Романов – награждал вотчинами тех, кто отличился при обороне Москвы от войск Лжедмитрия II в период Смутного времени.
Постепенно отличия между вотчинами и поместьями стирались. В 1714 году по петровскому Указу о единонаследии эти две формы собственности на землю были объединены в одну. Недвижимое имущество теперь носило название «имение». Имения стали неделимыми, их нельзя было отчуждать – кроме отдельных случаев, и, поскольку земля и крестьяне переходили по наследству к одному сыну, остальные братья были вынуждены обращаться к государственной службе.
Имения и усадьбы
А Петром III в 1762 году был принят и подписан манифест о вольности дворянства, который освободил это сословие от обязательной службы – гражданской или военной: никто из дворян российских, говорилось в этом документе, невольно продолжать службу не будет.
Тогда и начали появляться усадьбы в том виде, в котором мы привыкли их представлять по сочинениям классиков. Правда, например, в романе «Евгений Онегин» слово «усадьба» не используется ни разу, а Ленский по старинке именуется «помещиком». Не упоминал усадьбу в своих сочинениях и Гоголь, несмотря на то, что именно ее узнает читатель при описании владений Собакевича, Коробочки и других персонажей.
Слово это, тем не менее, появилось еще в XV веке; оно происходило от глаголов «садить», «сажать», параллельно использовался термин «усадище». Манифест о вольности дворянства поспособствовал развитию усадебного строительства. Теперь вчерашние помещики могли обосноваться в своих имениях, построить дом, который достанется наследнику, наладить крестьянское хозяйство. Конец XVIII века и следующее столетие стали временем «усаживания» дворян по своим сельским владениям.
В состав усадьбы обычно входили господский дом, комплекс жилых и хозяйственных построек. Сооружали конюшни, флигели, жилье для прислуги. Обычно обустраивался парк, а в нем - оранжерея, нередко возводили церковь. Усадьбы появлялись не только в провинции, но и в городах. В Москве они были явлением распространенным, а вот в Петербурге усадеб было значительно меньше.
Тургенев называл такие усадьбы дворянскими гнездами. Многие из них становились в позапрошлом веке центрами культурной жизни. Но большинству усадеб был уготован печальный конец. К началу XXI века большинство таких имений находилось в разрушенном состоянии.
Комментарии:
Нет комментариевЕсли тебя рядом нет
Присоединяйтесь