Микеланджело родился 6 марта 1475 года недалеко от Ареццо в Италии и был вторым из пяти сыновей. Его семья принадлежала к среднему классу, отец был флорентийским государственным служащим. Тяжелая и продолжительная болезнь матери вынудила отца отдать сына на попечение няни. К слову, муж няни был каменотесом и работал в мраморном карьере своего отца. Когда Микеланджело было шесть лет, его мать умерла, но он продолжал жить в этой семье. Вполне вероятно, что детство, проведенное в семье каменотеса, заложило основы любви Микеланджело к мрамору. Семья не одобряла выбора мальчика (поскольку статус художника был не совсем уважаемым в те времена). Но это не помешало Микеланджело начать свою художественную карьеру в возрасте 12 лет и устроиться учеником в мастерскую успешного флорентийского художника Доменико Гирландайо, влияние которого очень заметно в работах Микеланджело.
Влияние Гирландайо на Микеланджело можно также увидеть, сравнив их работы. В то время, когда Микеланджело работал в мастерской, Гирландайо творил над фресками для часовни Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. «Стоящая женщина» - этюд одной из женских фигур в этом цикле фресок. Гирландайо точно отображает складки платья и декоративные детали. Этот рисунок передает практический подход Гирландайо к созданию крупномасштабного заказа. В мастерской своего наставника Микеланджело видел сотни подобных «Стоящей женщине» рисунков. И вот сравнивая ранние работы Микеланджело с рисунками его мастера, можно увидеть сходство в позе, обработке драпировки и штриховке. Заметно, что хотя Микеланджело все еще неопытен, его рисунок превосходит рисунок Гирландайо. Фигура Микеланджело имеет более убедительную передачу объема, достигнутую за счет более плотной перекрестной штриховки - трудоемкого метода моделирования, который Гирландайо редко использовал.
Интересно, что в официальной биографии, написанной Кондиви в 1553 году, Микеланджело отрицает, что когда-либо был учеником Гирландайо. После долгой и успешной карьеры Микеланджело, похоже, стремился утвердиться как гений-самоучка.
Покинув студию Гирландайо, Микеланджело перешел работать ко двору Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции и главы могущественной семьи Медичи. Лоренцо заметил талант скульптора, и вскоре Микеланджело был приглашен к двору. Там он встретил двух своих самых важных будущих покровителей: Джованни Медичи (будущего Папы Льва X) и его кузена Джулио, который стал Папой Климентом VII.
За это время Микеланджело получил от католической церкви Санто-Спирито разрешение на изучение трупов в их больнице, чтобы иметь представление об анатомии. Взамен он подарил им деревянный крест с росписью. Ранний опыт с анатомией тела и повлиял на способность Микеланджело реалистично передавать мышцы, что подтверждается двумя скульптурами того времени. Это «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
В Риме (туда Микеланджело отправился в конце XV века), скульптору удалось сделать себе имя благодаря знаменитой мраморной скульптуре «Пьета», которая сейчас находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Безусловный шедевр Микеланджело! В 1497 году французский епископ Жан Бильер де Лагроулас заказал «Пьету» для часовни короля Франции в базилике Святого Петра. «Пьета» в результате стала одной из самых известных скульптур гения Возрождения, которую биограф XVI века Джорджо Вазари описал как нечто, «что природа едва ли могла создать во плоти». Его острота эмоций и реализм в работе вызвали большой трепет и внимание биографа.
В 1501 году второе великое достижение Микеланджело выполнил по поручению Гильдии торговцев шерстью. Организация назначила мастеру проект по завершению скульптуры сорокалетней давности, которую начал архитектор и скульптор Агостино ди Дуччо. Результатом стала величественная 17-футовая обнаженная статуя библейского героя Давида. Работа была свидетельством беспрецедентного мастерства художника в создании потрясающе точной фигуры из мрамора.
Будучи таким успешным и популярным, неудивительно, что Микеланджело нажил себе завистников и конкурентов. Одним из соперников Микеланджело был молодой 26-летний Рафаэль, который был назначен ответственным в 1508 году за написание фрески в частной библиотеке Папы Юлия II. За этот проект боролись и Микеланджело, и Леонардо. Когда здоровье Леонардо начало ухудшаться, Рафаэль стал величайшим художественным соперником Микеланджело. Из-за проницательности Рафаэля в изображении анатомии и реализм в рисовании обнаженной натуры, Микеланджело часто обвинял молодого мастера в копировании своих работ. Хотя Рафаэль находился под влиянием Микеланджело, он возмущался враждебностью гения к себе. Ответная реакция Рафаэля на негодование Микеланджело была своеобразной. Молодой мастер изобразил художника с угрюмым лицом в образе Гераклита на его знаменитой фреске «Афинская школа».
После смерти главного соперника Рафаэля в 1520 году Микеланджело доминировал в мире искусства более четырех десятилетий. Основным художественным объектом Микеланджело было, конечно, тело. Его рисунки отражают неустанный поиск позы, которая бы наиболее достоверно выражала эмоциональное и духовное состояние самого героя. Большинство рисунков Микеланджело никогда не предназначались для публичного показа. Он уничтожил большое количество исписанных тетрадей перед смертью. Возможно, с той целью, чтобы предотвратить их попадание в другие руки, а может хотел скрыть объем подготовительных работ.
«Давид» - величественен, «Пьета» - грандиозна! Но ничто не сравнится с главным трудом гения Возрождения – росписью Сикстинской капеллы. История создания шедевра очень любопытна. Папа Римский назначил Микеланджело проект по созданию своей гробницы (она должна была быть завершена в течение 5 лет). Однако, художник отказался от проекта после того, как Папа предложил ему новый заказ. Проект представлял собой роспись потолка Сикстинской капеллы. По слухам, архитектор Браманте, ответственный за восстановление базилики Святого Петра, был тем, кто убедил заказчика - Микеланджело был идеальным исполнителем этого поручения.
Браманте был ярым соперником Микеланджело и, зная, что Микеланджело прежде всего скульптор, а не художник, был уверен, что его конкурент потерпит поражение. Он надеялся, что из-за этого художник потеряет лавры славы. Да и сам Микеланджело неохотно принял заказ. Бесспорно, это была трудная и необычайно выносливая работа, особенно с учетом того, что неистовый художник уволил всех своих помощников, кроме одного, который помогал ему смешивать краски. Результатом стало величайшее монументальное произведение талантливого гения, иллюстрирующее истории из Ветхого Завета. Вопреки надеждам Браманте, роспись Сикстинской капеллы стала (и остается) одним из величественных шедевров западного искусства.
Микеланджело, Рафаэль и Леонардо - три гиганта Возрождения и главные участники гуманистического движения. Микеланджело был мастером в передаче формы тела с такой технической точностью, что мрамор, казалось, превратился в плоть и кости. Психологическая проницательность и физический реализм в его работах никогда раньше не отображались с такой интенсивностью. Его «Пьета», «Давид» и роспись Сикстинской капеллы продолжают собирать толпы туристов со всего мира. Его творческие достижения подтверждает титул, которым его именовали при жизни - Il Divino (Божественный).