Территория в начале Каменноостровского проспекта, на которой на рубеже XIX-XX веков был возведен знаменитый дом, много раз меняла хозяев. В конце прошлого столетия ее купил Яков Кокс, объединив располагавшиеся здесь ранее два участка в один, и вскоре продал эту землю в кредит Иде Лидваль – матери выдающегося питерского зодчего. Архитектор Федор Лидваль, который по праву считается отцом петербургского модерна и мастером так называемого северного модерна (стиля, получившего распространение главным образом в скандинавских странах), лично спроектировал этот доходный дом для своей матери.
Интересно, что здание на Каменноостровском проспекте было первой самостоятельной постройкой Фёдора Лидваля. И, надо сказать, этот первый опыт оказался более чем удачным. Кстати, дом расположен не на красной линии, а как бы уходит вглубь.
До самой смерти Ида Лидваль прожила в этом доме (она скончалась за два года до революции), в квартире №18. А в квартире №23 жил сам великий архитектор – вплоть до своей эмиграции в 1918 году.
Считается, что именно Фёдор Лидваль определил архитектурный облик Петербурга начала прошлого века, и по значимости этого выдающегося мастера, пожалуй, можно сравнить с Шехтелем – отцом модерна московского.
У дома Лидваль несколько корпусов с разным числом этажей, объединенные курдонером, причем один из корпусов представлял собой фактически семейный особняк Лидвалей с апартаментами.
Здание отделано натуральными материалами разной фактуры (цоколь – из красного гранита, этажи облицованы горшечным камнем, керамикой, штукатуркой). У этого необычного для начала прошлого века здания нет строгой симметрии, к тому же, у него странная форма окон. Необычны затейливые оконные проемы, некоторые из которых венчают арки и наличники, а также балконы и эркеры.
При взгляде на дом с близкого расстояния сразу бросается в глаза буква L на кованых перилах – по фамилии первоначальных владельцев – Lidvall.
Как истинное здание в стиле модерн доходный дом Лидваль изобилует невероятными декоративными элементами. Тут и совы, и зайцы, и птицы, и ветви, и много других интересных образов.
От Каменноостровского проспекта дом отделен изысканной кованой решеткой, которая установлена на столбах, выполненных из финского гранита. Пилоны-фонари у ворот – тоже гранитные.
В парадных дома изначально были установлены камины из мрамора и с изразцами. Интересно, что при такой затейливой планировке в комнатах доходного дома не было острых либо тупых углов.
В доме были все атрибуты, необходимые для современной жизни: электричество, водяное отопление, прачечные и гладильные. Во дворе располагались конюшни. Были предусмотрены комнаты для швейцаров, дворников (некоторые из них по сути выполняли роль охранников) и так далее.
Что касается жильцов, заселившихся в квартиры, то среди них было немало выдающихся ученых, финансистов, деятелей искусств.
После постройки дом Лидваль получил премию на 1-м конкурсе лучших фасадов Петербурга. И, конечно же, этот проект вошел в учебники для начинающих архитекторов.
После революции квартиры доходного дома были оборудованы под коммунальные, сюда заселили простых людей с окраин города. Некоторым прежним жильцам позволили остаться (и, конечно же, при этом потесниться), но были и те, кого выселили, причем, увозить с собой мебель, картины, предметы интерьера выезжавшим не разрешалось.
Согласно сохранившимся документам, в квартире покойной Иды Лидваль поселили А.С. Коровина с женой и дочерьми и А.А. Антипова. Комнату, в которой находились вещи Иды Лидваль, закрыли и опечатали. В 1930-40-х годах в квартире №18 жил композитор и музыковед Валериан Богданов-Березовский.
В советские годы в этом доме также жили известные люди своего времени – ученые, деятели искусства, переводчики. Кроме того, в здании располагались различные организации.
Сейчас в доме Лидваль, как и в дореволюционные времена, живут обеспеченные люди. Квартиры здесь стоят дорого, ведь, помимо того, что здание расположено в самом центре Питера в непосредственной близости от метро, жилищные условия тут тоже неплохие. В доме отличная шумоизоляция, высокие потолки, большие окна, светлые просторные помещения. Да и квартир немного: в каждой парадной (подъезде) всего лишь около десятка.