Фра Анджелико - итальянский художник, один из величайших мастеров XV века, чьи работы воплощают безмятежный религиозный настрой Ренессанса и отражают классическое влияние. Как художник, Фра Анджелико прошел школу миниатюристов. Поэтому неудивительно, что его работы напоминают книжные иллюстрации, повествующие о событиях из священных текстов.
Все произведения художника посвящены религиозным темам. В основном это алтарные образы для церквей Флоренции и ее окрестностей. Ранее алтарные образы и фрески мастера описывали как превосходное, но уже анахроничное выражение средневековой религиозности. А вот сегодня искусствоведы воспринимают религиозную живопись этого монаха-доминиканца иначе и оценивают ее как вполне современную для той эпохи.
Выполнял он и настенные росписи: две самые значительные работы – циклы фресок в монастыре Сан-Марко и в капелле Николина Ватиканского дворца.
Капелла Никколина - единственный сохранившийся цикл фресок из четырех, выполненный Фра Анджелико во время его полувекового периода папской службы в Риме (с 1445 по 1449 год). В этих работах Анджелико изображает сцены из жития святых Лаврентия и Стефана, двух архидьяконов, которые широко почитались в Риме с раннего средневековья. Хранилище выкрашено в синий цвет, украшено звездами, на углах изображены фигуры четырех евангелистов.
Художник и биограф Джорджио Вазари писал, что Анджелико «был художником, который никогда не брал в руки кисть без предварительной молитвы» и отражение этого ритуала мы видим на фресках мастера. Они наполнены гармонией, спокойствием, светом, полным счастьем – всем тем, что чувствует человек во время молитвы. По словам Вазари, Анджелико обучался у величайшего художника и миниатюриста готической традиции Лоренцо Монако, влияние которого можно увидеть в явной, кропотливой тонкости исполнения и яркости, которая словно одухотворяет фигуры в работах Анджелико.
Эти качества особенно очевидны в двух маленьких алтарях, «Мадонне Звезды» и «Благовещении».
«Анджелико» - не имя, а прозвище, которое мастер получил за свою добродетельную жизнь. Он был не только художником, но монахом, который большую часть времени проводил в монастырях, для которых и создавал свои величайшие произведения: фрески и иконы. Фра Анджелико не был богатым, богатство было ему чуждо. Он говорил, что истинное богатство – это довольствование малым. Вазари называл его «святым и превосходным», и вскоре после его смерти его назвали «ангелико» («ангельский») из-за его моральных достоинств. Впоследствии это стало именем, под которым он наиболее известен сегодня. Многие добавляют и «беато», что значит «благословенный». Таким образом, имя художника переводится как «благословенный ангел».
Анджелико знал и внимательно следил за новыми художественными тенденциями своего времени, прежде всего за представлением пространства с помощью перспективы. Например, в таких работах, как «Страшный суд» (1440–45) и «Коронация Девы» (ок. 1430–32).
В них человеческие фигуры, отступающие назад, сами создают ощущение пространства. Самая ранняя работа Анджелико, которую можно с уверенностью датировать, - это триптих огромных размеров, который он написал для гильдии торговцев бельем - «Линайольская дарохранительница» (11 июля 1433 года).
Также в 1430-х годах Анжелико написал одно из самых вдохновенных произведений флорентийского Ренессанса – «Благовещение» - алтарь, значительно превосходящий все работы Анджелико на эту тему. На нем изображен Эдемский сад, из которого Ангел изгнал Адама и Еву. Пределла умело разделена на сюжеты с Девой Марией, изображенные натуралистически. Анжелико всегда внимательно следил за реальностью, даже когда использовал технику миниатюризма. Время от времени он прибегал к средневековым техникам, таким как золотой фон (тем более, заказчики того времени любили роскошный фон).
На стенах монастыря Сан-Марко во Флоренции находятся росписи, которые отмечают высшую точку в карьере Анджелико. В главном зале находится большое Распятие. В дополнение к трем распятым фигурам на фоне неба, Анжелико изобразил группы святых, ритмически расположенных, с хором мучеников, основателей религиозных орденов, отшельников и защитников доминиканского ордена (чье генеалогическое древо изображено под этой поразительной сценой), а также двух святых Медичи. Таким образом, во всей полноте этой работы Фра Анджелико разработал концепцию, которая не была создана в его более ранних алтарях.
Фра Анджелико был одним из первых, кто обратился к новому типу алтарного образа – Святое Собеседование. Это «Алтарь Анналена». Если ранее все фигуры обычно разделялись друг от друга, но в новом стиле какое-либо разделение полностью отсутствует. Все персонажи помещены в единое пространство, словно святые собрались вокруг Мадонны с Младенцем для беседы (собеседования) и молитвы.
Величайшими учениками Фра Анджелико являются Беноццо Гоццоли и известный миниатюрист Заноби Строцци. Росписи Фра Анджелико в Сан-Марко и Капелле Николино продемонстрировали, что мастерство живописца и его личная интерпретация были достаточны для создания великолепных произведений искусства без использования дорогих синих и золотых атрибутов. В его работах есть и прекрасная одухотворенность, и ощущение счастья, и волшебный свет, и непревзойденное техническое мастерство. В использовании безупречной техники фрески, ясных ярких пастельных цветов, расположении фигур и умелом выражении движений, Фра Анджелико проявил себя как один из величайших мастеров XV века.