16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему русский соперник Сальвадора Дали неизвестен на родине: художник Павел Челищев



Работы первого русского сюрреалиста стали сенсацией аукциона Sotheby’s 2010 года. Одна из картин Павла Челищева, чье имя малоизвестно и в России, и за рубежом, была продана почти за миллион долларов. Изредка появляясь на торгах, его мистические полотна уходят с молотка за баснословные суммы. Но кем же был этот загадочный художник, опередивший Сальвадора Дали на целое десятилетие?



Рисунок Павла Челищева.

 

Рисунок Павла Челищева.



Павел Челищев родился в 1898 году в семье помещика, бывшего доцента МГУ. Род Челищевых, по легенде, вел начало от соратника Дмитрия Донского. Детство художника было насыщенным. Натура тонкая и впечатлительная, в детские годы он создал собственную религию, включавшую молитвы деревьям, и «вовлек» в этот культ свою сестру. Павел Челищев обожал балет и подумывал о карьере в этой области. В семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски – и мальчик прекрасно овладел иностранными языками. Он рано увлекся искусством, с детства рисовал портреты своих родных. Родители смотрели на его увлечения с пониманием, всячески подпитывали интерес сына к живописи, выписывали для него журналы об искусстве и приглашали учителей. Однако знаменитый русский импрессионист Константин Коровин… отказался учить Павла Челищева. «Он уже художник», - так он ответил, увидев работы юноши.

Человек и курица.

 

Человек и курица.



В 1916 году Челищев начал было учиться в Москве, но грянула революция. Семья Челищевых по личному распоряжению Ленина была выселена из Дубровки. Спасаясь от преследования, они перебрались в Киев. Там Павел познакомился с Александрой Экстер и взял у нее несколько уроков, учился в иконописной мастерской, поступил в киевскую Академию художеств. Он даже попробовал себя в качестве театрального художника, но оформленные им постановки не состоялись. Затем след художника теряется. Он служил в добровольческой армии картографом, а потом то ли присоединился к Деникину, то ли неплохо устроился театральным художником в Одессе. Так или иначе, в 1920 году он оказался в Константинополе, спустя год перебрался в Софию, через несколько месяцев на пару лет осел в Берлине… В те годы Челищев занимался в основном театральными декорациями, и лишь в 1923 году, уже осев в Париже, смог посвятить себя станковой живописи.

Театральная декорация Павла Челищева. Заметно влияние Экстер.

 

Театральная декорация Павла Челищева. Заметно влияние Экстер.



Он не успел завоевать известность ни на родине, ни в эмигрантских кругах, и Париж встретил Челищева довольно холодно. Но тут случилось чудо – сама Гертруда Стайн приобрела его картину «Корзинка клубники», а вкусам писательницы подражала вся парижская богема. Да и сам художник очень ей приглянулся. Они подружились – и пронесли эту дружбу через всю жизнь.

Корзинка клубники.

 

Корзинка клубники.



С середины 1920-х годов он начинает активно участвовать в выставках, его работы покупаются, появляются заказчики и новые покровители… Тогда же состоялось знакомство и сотрудничество Челищева с великим Дягилевым. Он пишет множество портретов, стремясь передать не столько внешность, сколько суть, душу человека. Это приводит его к кубистским и сюрреалистическим экспериментам.

Портреты кисти Павла Челищева.

 

Портреты кисти Павла Челищева.

 

Покровительство Стайн позволило Челищеву обрести популярность в определенных кругах… и любовь всей жизни. На одной из встреч салона Гертруды Стайн он встретил Чарльза Генри Форда, своего постоянного партнера на ближайшие три десятилетия. Портреты Форда проникнуты глубокой любовью с легким налетом грусти. С ним Челищев отправился в Нью-Йорк, где занялся дизайном и работал для журналов View и Vougе.

Павел Челищев и портрет его партнера Чарльза Форда.

 

Павел Челищев и портрет его партнера Чарльза Форда.



Портрет Эдит Ситуэлл. Портрет Рут Форд.

 

Портрет Эдит Ситуэлл. Портрет Рут Форд.



Уже в США сформировался особый творческий стиль Челищева. Он продолжал работать в жанре реалистической живописи, но все чаще в его мастерской появлялись «метафорические ландшафты», абсурдные, странные, гротескные и фантастические работы. Первые сюрреалистические эксперименты он представил публике еще в 1920-х – еще до Магритта, Эрнста и Дали.

Феномена. Одна из самых дорогих работ Челищева.

 

Феномена. Одна из самых дорогих работ Челищева.



Наивные верования детства нашли отражение в гибридизации человеческих и природных образов. Чтобы добиться интересной фактуры, Челищев добавлял в краски песок, кофе, пайетки… Самая известная серия работ Челищева – «метафизические головы», портреты человеческих душ, того, что составляет саму суть живого, мыслящего существа. Они представляют собой «рентгены» человеческих голов, включающие фрагменты нервной и кровеносной системы, костей черепа, органов зрения и обоняния. В дальнейшем художник начал создавать портреты из «светящихся» спиралей и концентрических кругов.

Метафизическая голова и абстрактная работа Челищева.

 

Метафизическая голова и абстрактная работа Челищева.



Настоящая слава обрушилась на Челищева в 1940-х и… напугала его. После своей триумфальной выставки в МОМА он практически перестал общаться с публикой. К непониманию, отвержению, насмешкам он был готов больше, чем ко всеобщему восхищению. Люди стали настолько отвратительны Челищеву, что постепенно он «изгнал» их и с холстов – в этот период он увлекся абстрактной живописью.
Челищев умер в Италии, на своей вилле во Фраскати, в 1957 году – и воскрес для искусства. Чарльз Форд и его сестра, Рут, с которой Челищев также был очень близок, занялись сохранением и популяризацией его творчества. Они занимались организацией выставок и «вывели» работы Челищева на арт-рынок. В России сохранением памяти о художнике занимается его родственник, поэт К.Кедров.

Портрет моего отца. Обман слепого человека.

 

Портрет моего отца. Обман слепого человека.



Причина неизвестности Павла Челищева для широкой публики состоит в том, что его талант раскрылся совершенно не вовремя. Мало быть одаренным художником – нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Челищев был слишком молод для того, чтобы «влиться» в изысканный кружок символистов-декадентов «Мира искусства». Революция помешала ему завершить обучение и обрасти знакомствами в России, а природная скромность и аристократизм мешали рекламировать себя. Его опыты в области магического реализма опережали время и не были поняты современниками, которые спустя всего лишь десятилетие встречали овациями самопровозглашенного короля сюрреализма Сальвадора Дали. Впрочем, при жизни он знал и славу, и богатство, чем не могут похвастаться многие художники. А после смерти художника его творения раз за разом становятся открытием для коллекционеров и искусствоведов.

Текст: Софья Егорова.

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070620/46640/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"Зимние чудеса", настоящая зимняя сказка

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft