Бетан родилась в 1983 году в Шропшире (главное воспоминание детства: обои на родительской кухне с орнаментом из треугольников), и уже в тридцать лет стала настоящей примой современного дизайна. Ее часто называют эксцентричной, и это правда – яркая, словно райская птица, Бетан создает фантастические вещи, навеянные работами абстракционистов, дальними странствиями и смутными грезами. Ее творческий стиль и ее образ поражают воображение – но она вовсе не безумная художница, чьи творения понять невозможно.
Именно за свой живописный, бунтарский, максималистский подход к работе Бетан стала для критиков мессией возрождения дизайна как вида творчества после долгих лет скандинавской рациональности и набившего оскомину минимализма.
Бетан Лаура Вуд – выпускница Королевского колледжа искусств в Лондоне. Еще в студенческие годы она привлекла внимание критиков, в особенности – влиятельной миланской галеристки Нины Яшар. Едва ли не каждый студент-дизайнер мечтает создавать уникальные вещи для роскошных интерьеров, а не многочисленные вариации привычных форм – но практически всегда эти мечты высмеиваются как излишняя романтичность и даже профанация дизайна, ведь правильный дизайнер проектирует для массового производства!
А вот Бетан удалось буквально в первые годы дизайнерской практики оказаться в числе мастеров арт-дизайна, выпускающих свои шедевры ограниченными тиражами и не скованных строгими требованиями заказчиков.
Жизнерадостная англичанка нашла отклик в сердцах итальянцев, предпочитающих экспрессивный, экспериментальный дизайн.
Бетан создает мебель, украшения, посуду и светильники, но функциональное назначение вещи – не отправная точка в ее творчестве. Девушка практикует ассоциативное проектирование, начиная с идеи, а затем уже определяя, в какую форму ее облечь.
Картонные коробки, лестницы и эскалаторы, лоскутное шитье и морские мотивы – все, чего касается взгляд Бетан, становится вдохновением для нее.
В отличие от большинства современных дизайнеров, предпочитающих эксперименты с формой, Бетан призается в любви к цвету и орнаменту – элементам, незаслуженно забытым модернистским дизайном и возрожденным в наше время, когда дизайн, ремесло и искусство переплетаются вновь, порождая нечто принципиально новое.
Но Бетан не ограничивается декором – ее привлекает исследование свойств и возможностей материалов, технологий, стыки промышленности и ремесла. Например, она создала милую, но по-своему инновационную чашку – по мере использования и загрязнения чайным налетом, чашка становится все более орнаментированной.
Цвет для Бетан – это естественный, врожденный язык. Ее физиологическая чувствительность к цвету просто феноменальна – там, где обычный человек увидит лишь один оттенок, Бетан различит несколько десятков, так же, как профессиональный парфюмер в одном запахе улавливает множество нот.
Бетан без стеснения говорит, что создает «женский дизайн» - так она называет внимание к уютным деталям, некоторую сказочность и любовь к ремеслам, которые, действительно, сейчас характерны именно для прославленных женщин-дизайнеров. Даже ее источники вдохновения связаны с образами женщин – геометрические эксперименты Сони Делоне, церковь, посвященная Богоматери Гваделупской, яркие вышивки отоми, создаваемые мексиканками, дизайнер 70-х годов Зандра Роудс.
Бетан обожает ярко одеваться и продумывает наряды так же тщательно, как и свои проекты, придерживаясь концепции «слитности» автора и вещи. Она использует цвета и их сочетания в одежде, прежде чем применить новые колористические решения в дизайне – это способ «прожить» проект, сродниться с ним, пропустить идею через себя.
В Лондоне, где она снимает небольшую студию, больше всего на свете Бетан любит… блошиный рынок – там можно найти что-то интересное и зарядиться творческой энергией.
Дизайнер стремится окружать себя странными, необычными вещами, стен в ее студии украшены пластиковыми фиолетовыми водорослями, репродукциями Матисса и Кусами, обертками от конфет – все красочное, словно в тропиках или на карнавале. Девушку вовсе не раздражает пестрота – в этой пестроте есть система, своя музыка, свои доминирующие ноты.
Бетан часто иронизирует над своей творческой «жадностью» - она совершенно не в состоянии выбрать для себя одно направление работы и с удовольствием занималась бы всем одновременно, если бы в сутках было чуть больше часов.
Текстиль, стекло, эксперименты с керамикой и смолой – творческие интересы Бетан очень широки.
При этом ее отличает своеобразное чувство юмора. Она оформляет витрины роскошных бутиков коралловыми рифами из ПВХ и огромными бутафорскими фруктами, использует ламинат для изготовления предметов роскоши, наполняет интерьеры отсылками к складским помещениям.
В ее работе, кажущейся хаотичной – за что только Бетан не бралась! – также есть логика, пронизывающая весь творческий путь дизайнера еще со студенческой скамьи. Она называет смену своих творческих – в основном, пожалуй, колористических – предпочтений «окнами времени» - начиная с пастельных оттенков, Бетан движется к более ярким и неожиданным решениям.
Бетан Лаура Вуд сейчас буквально нарасхват. Коллаборации с Abet Laminati, Kvadrat, Bitossi Ceramiche, Tory Burch, Tolix и Hermés – это еще не полный список ее достижений. Бетан сотрудничает с Лондонским музеем дизайна, Швейцарским институтом в Нью-Йорке, Музеем современного искусства Токио, работает для ремесленных мастерских Венеции и Винченцы. А еще она – профессор школы дизайна ECAL в Лозанне, читает лекции, проводит семинары и завоевывает все новые вершины. Она признается, что мечтает создать большое общественное пространство – например, оформить несколько станций метро. Быть может, скоро мы услышим о том, как Бетан принесла буйство красок под землю!
Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/071019/44346/