16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 586Зрителей: 66 650
Авторов: 56 936

On-line23 201Зрителей: 4605
Авторов: 18596

Загружено работ – 2 126 555
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Взлёт и падение Ореста Кипренского: За что автора лучшего портрета Пушкина забрасывали камнями и кто его спас

Орест Адамович Кипренский.

Орест Адамович Кипренский.


Ореста Кипренского с радостью принимали в домах знати не только в России, но ещё во Франции и Италии. Его талант получил признание в Европе и, казалось, ничто не может помешать его восхождению к славе и богатству. Однако трагическая случайность в один момент разрушила все его надежды и чаяния. Оресту Кипренскому пришлось снова шаг за шагом доказывать свою значимость у себя на родине и за границей.



На пути к славе

Орест Кипренский. Автопортрет, 1820 год. / Фото: www.artchive.ru

 

Орест Кипренский. Автопортрет, 1820 год. / Фото: www.artchive.ru

 

Родителями Кипренского были записаны крепостные Анна Гаврилова и её супруг Адам Швальбе, однако тот факт, что Орест является незаконнорождённым сыном помещика Дьяконова, скрыть не удалось. Впрочем, сам Алексей Дьяконов и дал сыну вольную, едва тот достиг возраста 6 лет.
В это же время при покровительстве Дьяконова Ореста Кипренского определили в училище при Академии художеств. Здесь детям давали базовые знания по всем предметам, учили языкам, а ещё давали возможность постичь азы рисования. В возрасте 15 лет в 1797 году Орест стал студентом Академии художеств, особое внимание уделяя портретной и исторической живописи. Наставниками Кипренского стали Угрюмов и Дуайен.

«Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе», 1804. / Фото: www.liveinternet.ru

 

«Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе», 1804. / Фото: www.liveinternet.ru



ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Незаконнорожденные гении: Русские классики, которые не имели права носить фамилии своих настоящих отцов >>

Юноша уже в начале обучения снискал славу талантливого и усердного ученика, неоднократно получал награды Академии. Лучший ученик Академии по окончании учебного заведения мог претендовать на так называемую пенсионерскую поездку в Европу для совершенствования своего художественного мастерства. Несмотря на то, что Орест Кипренский был одним из лучший, по окончании Академии выиграть поездку ему не удалось.

«Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805. / Фото: www.liveinternet.ru

 

«Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805. / Фото: www.liveinternet.ru



Молодой художник не стал впадать в отчаяние. Директор Академии пошёл навстречу талантливому студенту и его покровителю Алексею Строганову и позволил Кипренскому учиться в Академии дальше, на протяжении ещё трёх лет.

Уже через год, в 1804 году художник впервые принял участие в выставке Академии с портретом своего официального отца Абрама Швальбе. А уже в 1805 году для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии Кипренский представил картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». В этот раз удача была на его стороне, и он получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Правда, она была отложена из-за наполеоновских войн.

Убийство в доме Кипренского

Орест Адамович Кипренский. «Автопортрет с кистями за ухом». / Фото: www.artchive.ru

 

Орест Адамович Кипренский. «Автопортрет с кистями за ухом». / Фото: www.artchive.ru



В долгожданную творческую поездку по Европе художник отправился лишь в 1816 году, успев до этого снискать на родине славу одного из самых талантливых портретистов. Пенсионерская поездка состоялась во многом благодаря покровительству императрицы Елизаветы Алексеевны, по достоинству оценившей художественный талант мастера.

«Мать с ребенком» (Портрет г-жи Прейс), 1809. / Фото: www.liveinternet.ru

 

«Мать с ребенком» (Портрет г-жи Прейс), 1809. / Фото: www.liveinternet.ru



Художник побывал сначала в Германии, затем отправился в Рим, где не только изучал итальянское искусство, но и продолжал писать. Портреты и исторические картины Кипренского обратили на него внимание Флорентийской академии и вскоре живописец получил предложение написать свой портрет для галереи Уффицы, где выставлялись автопортреты самых знаменитых художников. Это было безоговорочное признание, ведь Кипренский был одним из первых русских живописцев, удостоенных такой чести.

«Девочка в маковом венке». / Фото: www.artchive.ru

 

«Девочка в маковом венке». / Фото: www.artchive.ru



Примерно в то же время он написал портрет «Девочка в маковом венке», для которого ему позировала Анна-Мария Фалькуччи. В разных источниках история маленькой натурщицы представляется по-разному. В одних девочку называют дочерью взрослой натурщицы художника, в других указывают: малышку к художнику привела совсем другая женщина.

Кипренский проникся почти отцовскими чувствами к маленькой итальянке и был всерьёз обеспокоен её судьбой. Трагические события, произошедшие в доме живописца, круто изменили судьбу и самого Ореста Адамовича, и его маленькой воспитанницы.

 Орест Кипренский. «Молодой садовник». / Фото: www.artchive.ru

 

Орест Кипренский. «Молодой садовник». / Фото: www.artchive.ru



В один из дней была жестоко убита натурщица художника. Её замотали в холст и попросту подожгли. Орест Кипренский считал убийцей женщины своего слугу, который скончался спустя несколько дней после убийства. Однако ходили упорные слухи о том, что к смерти натурщицы причастен сам художник.

Жизнь Кипренского в Риме стала невыносимой. Стоило выйти ему из дома, как уличные мальчишки начинали забрасывать его камнями, а двери всех домов захлопнулись перед художником.

Возрождение

Орест Адамович Кипренский. «Автопортрет». / Фото: www.900igr.net

 

Орест Адамович Кипренский. «Автопортрет». / Фото: www.900igr.net



Орест Кипренский не оставил без внимания свою маленькую воспитанницу, даже покинув Италию. Перед отъездом он смог определить девочку на воспитание в пансион при монастыре, полностью оплатив её содержание, при этом настоящая мать девочки всячески тому препятствовала, пытаясь шантажировать художника.

Кипренскому удалось добиться лишения матери родительских прав, а итальянские власти, дабы не провоцировать новые скандалы вокруг данной ситуации, сами выбрали монастырь для содержания Мариуччи, как её называли.

 Орест Кипренский. «Читатели газет в Неаполе», 1831. / Фото: www.liveinternet.ru

 

Орест Кипренский. «Читатели газет в Неаполе», 1831. / Фото: www.liveinternet.ru



Слухи об убийстве в доме Кипренского в Риме тем временем докатились и до России, а потому родина встретила художника неласково. Перед возвращением живописец побывал в Париже, а затем прибыл в Россию.

Орест Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина». / Фото: www.artchive.ru

 

Орест Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина». / Фото: www.artchive.ru



Здесь, благодаря участию графа Шереметева, Орест Кипренский вновь взялся за кисть. Для него оборудовали мастерскую во дворце Дмитрия Шереметева, и он стал личным живописцем графа.
Со временем о трагедии в Италии забыли, Кипренский стал получать заказы на написание портретов. В 1827 году он написал портрет Александра Пушкина, который стал самым известным и распространённым изображением поэта. При этом гений русской поэзии был весьма капризным заказчиком, но портретом кисти Кипренского откровенно восхищался.

Орест Кипренский. «Бедная Лиза». На сюжет одноимённой повести Карамзина. 1827. / Фото: www.artchive.ru

 

Орест Кипренский. «Бедная Лиза». На сюжет одноимённой повести Карамзина. 1827. / Фото: www.artchive.ru



А в 1828 году художник навсегда оставил свою родину, отправившись в любимую ним Италию. Прошло немало лет, прежде чем ему удалось разыскать свою бывшую воспитанницу. Когда же они встретились, то оба разрыдались от избытка чувств и радости встречи. Вскоре Кипренский женился на 25-летней Анне-Марии Фалькуччи, приняв для этого католичество. А спустя три месяца он скончался от воспаления лёгких.

 

В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180119/41982/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта



Наш рупор
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft