Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 454Зрителей: 4618
Авторов: 18836
Загружено работ — 2 126 551
«Неизвестный Гений»
Новости
Подруга детства Цветаевой, гадалка, вдохновительница гениев и другие малоизвестные факты о музе Сальвадора Дали
«Муза-чудовище» Сальвадора Дали, Гала овеяна мифами и домыслами. Художник превратил ее образ в символ, лишенный всего человеческого. Однако Гала была живой женщиной из плоти и крови, со своими слабостями и странностями – и ее жизнь вовсе не была пустой и скучной до встречи с Дали.
Гала - ее домашнее имя
Считается, что именно Дали дал Елене Дьяконовой прозвище «Гала» - праздник. Это неверно – имя Gala с ударением именно на последнюю гласную ей дал первый муж, поэт Поль Элюар. Однако Галой, Галей или Галиной музу короля сюрреализма звали дома, практически с рождения. Ее матери очень нравилось это имя, однако отец был против. Одно из ранних стихотворений Марины Цветаевой, «Мама в саду», посвящено некой Гале Дьяконовой – это и есть Гала. По наиболее распространенной версии, Гала появилась на свет в Казани, в дальнейшем семья переехала в Москву.
В детстве она дружила с сестрами Цветаевыми
И это посвящение произошло при личной встрече: «Тебе нравится мой стих? Дарю его тебе». Елена-Галина Дьяконова училась в гимназии им.Брюхоненко с Анастасией Цветаевой и была с ней очень дружна. Гала в юности часто заходила к Цветаевым в гости – ей нравилась интеллектуальная атмосфера в их доме. Анастасия очень привязалась к Гале. С Мариной у них сложились менее близкие отношения. Во время поездки в Москву уже со своим супругом Элюаром Гала смогла встретиться со своей детской подругой. К сожалению, виделись они в последний раз.
Дали – не единственный гений в ее послужном списке
Она никогда не была верна в браке, но ее мужья не возражали. Гала была в длительных и драматичных отношениях с выдающимся художником-сюрреалистом Максом Эрнстом, еще будучи замужем за Полем Элюаром – они некоторое время открыто жили втроем.
Супруг Гала даже некоторое время чувствовал себя счастливым в этих тройственных отношениях – он искренне восхищался новым возлюбленным Галы, писал о своей любви к Эрнсту. Тристан Тцара говорил, что у Элюара вообще был фетиш на любовные треугольники, его подстегивали и вдохновляли отношения жены с другими мужчинами, он даже сам находил ей новых любовников.
Этот роман способствовал творческому подъему и у Макса Эрнста – Гала умела и любила «подпитывать» мужчин. Но все кончилось взаимным разочарованием, у Элюара случился нервный срыв, и союз распался. Впрочем, дружба (или любовь?) Эрнста и Элюара выдержала это испытание.
У Гала была дочь
Гала познакомилась с Полем Элюаром еще в семнадцатилетнем возрасте. Их отношения длились почти два десятилетия, и даже после официального развода они оставались друзьями. В этом браке была и настоящая страсть, и выматывающая скука, преданность и предательство – и ребенок. Гала мало общалась с собственной матерью и плохо представляла, как нужно воспитывать ребенка, у нее не возникло никаких сильных чувств к дочери Сесиль, и она препоручила ее заботам матери Поля.
Однако, например, роковая встреча с Дали в Кадакесе состоялась в присутствии девочки. Детство Сесиль прошло в окружении звезд сюрреализма – Ман Рэй фотографировал ее, Макс Эрнст рисовал… В дальнейшем Сесиль всячески избегала публичности. Единственным художником, с которым ее связывала действительно теплая дружба, был Пабло Пикассо – остальных друзей отца она считала невыносимо скучными. Так, невидимо и тихо, без скандалов и громких заявлений, Сесиль Элюар, дочь Гала, прожила почти сто лет.
Она была одержима молодостью и своим здоровьем
Гала в юности лечилась от туберкулеза и очень боялась рецидива. Любовь к деньгам, за которую Гала осуждали и высмеивали, была вызвана во многом этой тревогой. Браки с творческими людьми поначалу не способствовали богатству, а бедность только расшатывала ее хрупкое здоровье. Постоянным спутником Гала был чемодан с лекарствами. В зрелые же годы, будучи уже финансово обеспеченной, Гала озаботилась сохранением молодости. Она ярко и сильно красилась, носила парики, делала пластические операции и проходила курсы омолаживающей терапии.
Многочисленные процедуры по омоложению, в те годы гораздо менее безопасные, чем сейчас, негативно повлияли на состояние здоровья Гала в пожилом возрасте. В копилке средств по поддержанию молодости оказались и молодые мужчины – чем старше становилась Гала, тем моложе были ее новые возлюбленные – например, исполнитель роли Иисуса в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Джефф Фенхольт.
Ее ненавидели друзья и знакомые ее мужей
Ненависть к женам кумиров – явление довольно распространенное, и сегодня потоки желчи в сторону Кортни Лав или Йоко Оно вполне сравнимы с тем, что получала в свой адрес Гала. Однако ей доставалось не только от поклонников и биографов партнеров, но и от ближнего круга.
Еще в молодости она тушевалась под ненавидящими взглядами друзей Поля Элюара – поэтов, переживших войну и стремившихся творить нечто «подлинное» и «героическое». Гала с ее любовью к красивым вещам казалась им буржуазной. Кружок дадаистов вообще был пропитан мизогинией - их уважение завоевала только «бесполая» художница Клод Каон. А режиссер Луис Бунюэль, снявший вместе с Дали сюрреалистический фильм «Андалузский пес», открыто мечтал задушить Гала.
У неё был настоящий талант дизайнера костюма
Гала была одаренной женщиной, однако предпочла быть музой, а не творцом. При этом с юности она увлекалась одеждой и аксессуарами гораздо сильнее, чем обыкновенная парижская модница. Она обожала покупать и переделывать вещи – все они казались ей недостаточно экстравагантными. Своему первому мужу во время войны – а он, несмотря на проблемы со здоровьем, рвался на фронт – она присылала эскизы и зарисовки того, как «кастомизировала» ту или иную новую вещь. Правда, в дальнейшем авторство всех безумных костюмов Гала приписывали Сальвадору Дали.
А еще она была… гадалкой
Гала с юных лет не расставалась с колодой карт и любила при случае погадать на будущее. Удивительно, но ее предсказания сбывались. Даже сам Дали нередко полагался на провидческие способности Гала.
Текст: Софья Егорова.