16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как простая девушка из России стала последней любовью и музой великого Матисса



«Любовь в картинах» - так можно сказать о необычных отношениях Матисса и Лидии Делекторской, которые начались довольно неожиданно в начале 1930-х годов, когда она была нанята для ухода за его больной женой Амели. Но судьба распорядилась иначе и молодая очаровательная Лида стала гораздо больше, чем просто сиделкой и компаньоном...



Анри Матисс у себя дома. Фото: Анри Картье-Брессон, Ванс, Франция, 1944 год.  Фото: google.com.

 

Анри Матисс у себя дома. Фото: Анри Картье-Брессон, Ванс, Франция, 1944 год. Фото: google.com.



Между женитьбой на Амели и встречей с Лидией Анри много путешествовал, знакомясь со стилями самых разных художников того времени. В Бретани он восхищался работами Писсарро и Гюстава Кайботта и впоследствии представил «Обеденный стол» в Салон, вызвав небольшой скандал. В Лондоне он изучал картины Тернера, но, возможно, ещё большее влияние на него оказали путешествия на Корсику и Средиземное море. Вернувшись в Париж и увлёкшись влиянием пуантилизма на цвет, Матисс начал рисовать уличные сцены из окна своей квартиры, выходящей на Сену.

Матисс с женой и дочерью в студии в Коллиуре, лето 1907 года.  Фото: pinterest.ch.

 

Матисс с женой и дочерью в студии в Коллиуре, лето 1907 года. Фото: pinterest.ch.



Анри часто находился на грани финансовой катастрофы и, несмотря на признание своих сверстников, шаткость его положения усугублялась необходимостью содержать жену и троих детей. Провал его единственной выставки в галерее Воллара в 1904 году был особенно тяжёлым ударом.

Слева: «Женщина в шляпе».  Справа: «Открытое окно, Коллиур».  Фото: google.com.

 

Слева: «Женщина в шляпе». Справа: «Открытое окно, Коллиур». Фото: google.com.



1905 год застал Матисса в Коллиуре, маленькой живописной рыбацкой деревушке на юге Франции, любимой тогда (и сейчас) художниками. Анри всегда был открыт для новых методов живописи, и здесь, в Коллиуре, он отказался от пуантилизма и принял вместо него менее структурированное изображение, используя яркие завитки и цветные пластинки. Оживившись, он написал картины «Открытое окно, Коллиур» и «Женщина в шляпе». И то, и другое он выставлял в Парижском салоне автомашин. Группу художников, писавших в этом более свободном и смелом стиле (позже получившем название фовизм), в скором времени прозвали «Les Fauves».

«Обеденный стол».  Фото: hudojnik-impressionist.ru.

 

«Обеденный стол». Фото: hudojnik-impressionist.ru.



Но, к сожалению, всё это не обеспечило Анри финансовой стабильности, но благодаря выставке в Париже Матисс попал в поле зрения самых влиятельных американских коллекционеров искусства, и его судьба изменилась почти в одночасье не только в финансовом плане.

Музей Матисса - это музей в Ле Като-Камбрез, Франция, в котором в основном представлены картины Анри Матисса.  Фото: bonjourparis.com.

 

Музей Матисса - это музей в Ле Като-Камбрез, Франция, в котором в основном представлены картины Анри Матисса. Фото: bonjourparis.com.



Осенью 1932 года нищая русская красавица постучала в дверь многоквартирного дома недалеко от набережной в Ницце, курортном городке на юге Франции. Двадцатидвухлетняя Лидия Делекторская собиралась вписать себя в жизнь одного из самых известных художников мира.

Лидия Делекторская.  Фото: livejournal.com.

 

Лидия Делекторская. Фото: livejournal.com.



Человек, с которым ей предстояло встретиться, был французским современным живописцем Анри Матиссом. Несмотря на то, что ему было уже шестьдесят три года и он уже пользовался большой известностью, скромная, но целеустремлённая Лида никогда о нём не слышала. Она была поглощена своей собственной драматической жизнью, просто пытаясь выжить.

Непревзойдённая муза великого Матисса.  Фото: pinterest.com.

 

Непревзойдённая муза великого Матисса. Фото: pinterest.com.

 

Жизнь Лиды была необыкновенна во всех отношениях и началась именно так. Родившись в Томске, Сибирь, в 1910 году, она осиротела в возрасте двенадцати лет, когда оба её родителя умерли от эпидемий, охвативших страну после большевистской революции.
Девочка бежала из России вместе с тётей, и они вместе прибыли в Париж без денег и без особых перспектив. Но несмотря на это, умную и достаточно перспективную девушку приняли в Сорбонну, чтобы она изучала медицину, как её любимый отец, но вскоре она поняла, что никогда не сможет позволить себе это обучение, которое стоило целое состояние. Вместо этого она работала танцовщицей и статисткой в кино и в конце концов приехала в Ниццу, где впервые услышала о Матиссе.

Лида и Анри.  Фото: twitter.com.

 

Лида и Анри. Фото: twitter.com.



Девушка приехала в многоквартирный дом Матисса на 1-й площади Чарльза Феликса в поисках работы в качестве модели художника, работу, которую она научилась ненавидеть, благодаря нежелательному вниманию со стороны других художников.
Но выбор Лиды был ограничен, и она была в отчаянии. Матисс, известный своим добрым отношением к моделям, предложил молодой русской девушке полгода поработать его студийным ассистентом, пока он трудился над «Танцем II» - фреской, заказанной богатым американским бизнесменом Альбертом К. Барнсом.

Анри Матисс: «Мастерская художника (Розовая мастерская)».  Фото: ar.culture.ru.

 

Анри Матисс: «Мастерская художника (Розовая мастерская)». Фото: ar.culture.ru.



Эта работа спасла Лиду от нищеты и изменила ход её жизни, а также жизнь Анри. В течение следующих двух десятилетий она с её спокойной деловитостью и полной преданностью нуждам мастера сделает себя незаменимой для Матисса. Лида работала на него и заботилась о нём до самой его смерти в 1954 году, и даже была предметом самого последнего произведения Матисса - рисунка на писчей бумаге.
В то время как Лидия вносила порядок и точность в жизнь Анри, сдерживая шумный мир вокруг, когда он нуждался в покое, её приезд в конце концов вызвал личный переворот в семье художника.

Русская натурщица Матисса.  Фото: artmedia.ae.

 

Русская натурщица Матисса. Фото: artmedia.ae.



Жена Матисса Амели первоначально приветствовала миловидную девушку в доме, и после того, как её шесть месяцев в качестве ассистента студии истекли, Лида осталась в качестве прикованной к постели компаньонки и опекунши Амели. Но вскоре Амели пришла в ярость от тесной связи, которая установилась между её мужем и хорошенькой молодой русской. Может быть, у них был роман? Так думали друзья и родственники Матисса. Но художник и его модель оба отрицали это, и биограф Матисса Хилари Сперлинг, которая встречалась и брала интервью у Лиды перед самой её смертью в 1998 году, убеждена, что они не были любовниками. «Если Матисс и занимался любовью с Лидией, то только на холсте», - писала Сперлинг в своей книге «Матисс-мастер».

Непревзойдённая Лида.  Фото: livejournal.com.

 

Непревзойдённая Лида. Фото: livejournal.com.



Больше всего Мадам Матисс злило то, что её оттеснила русская, взявшая на себя полный контроль над хозяйством и мастерской. Лида вела переписку Матисса, его архив работ и организовывала все поездки семьи.
Лида успокаивала вспыльчивость Анри рассказами о своём заснеженном детстве в Сибири. И она позировала для него, испытывая облегчение от того, что «в отличие от первых трёх художников, которые наняли её, он не лапал её и не брал на себя смелость снимать с неё одежду», - писала Хилари.

Слева:Анри Матисс - Женщина в голубом (портрет Лидии Делекторской). <br> Справа: Анри Матисс - Портрет Лидии Дилекторской, 1947 год.  Фото: google.com.

 

Слева:Анри Матисс - Женщина в голубом (портрет Лидии Делекторской).
Справа: Анри Матисс - Портрет Лидии Дилекторской, 1947 год. Фото: google.com.



Лидия была моделью для многих известных полотен Матисса, в том числе «Голубые глаза», «Румынская блуза», «Женщина в синем» и «Большая лежащая обнаженная». Она также была объектом сотен рисунков Анри, некоторые из которых она подарила Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге и Пушкинскому музею в Москве.
Когда Амели в конце концов настояла на увольнении Лиды, русская эмигрантка выстрелила себе в грудь в отчаянии от того, что только что потеряла то, что она считала единственной целью своей жизни. Но ранение оказалось не смертельным и ей удалось выжить. Несмотря на то, что мадам Матисс удалось избавиться от Лидии, Амели расторгла брак с Матиссом. В ответ художник немедленно пригласил Лиду вернуться в качестве его доверенного помощника. Она продолжала заботиться обо всех нуждах Анри до самой его смерти. Во время войны она вешала ковры на окна их квартиры, чтобы ему было тепло, и ездила на велосипеде по всему Парижу за продуктами.

Слева: «Голубые глаза».  Справа: «Румынская блуза».  Фото: artchive.ru.

 

Слева: «Голубые глаза». Справа: «Румынская блуза». Фото: artchive.ru.



По словам Жака Мурло, чей отец владел и управлял знаменитой гравюрной мастерской Atelier Mourlot, русская эмигрантка всегда была рядом с мастером. Ателье и его искусные мастера работали вместе с Матиссом над его большим количеством печатных работ, таких как литографии. Жак регулярно возил корректуры своих работ в парижский дом художника на утверждение.
Лидия умерла в Париже и похоронена в Павловске, недалеко от Санкт-Петербурга. Но её прекрасное лицо продолжает жить на рисунках и картинах великого живописца.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270520/46274/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мюзикл "Тени" Новые треки

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
🌹

На берегу реки, дождей осенних✨


https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/playcast1/2611547.html?author

🌹

1052

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft