Был обычный рабочий день, братья Павел, Петко и Михаил Дейковы занимались заготовкой глины для кирпичей во дворе керамического завода в Панагюриште. Вдруг лопата Петко наткнулась на что-то твёрдое, он копнул глубже и увидел жёлтый металлический отблеск. Он стал разгребать землю и опять блеснул жёлтый металл. Дейков решил, что это какой-то медный предмет и позвал братьев посмотреть на находку.
По поводу того, что последовало далее, есть некоторые разногласия в версиях. Из-за того, что клад находился довольно глубоко — целых два метра под землёй, а в окрестностях не было ни монументальных развалин, ни исторических поселений, решили, что это не особо ценные предметы. Братья подумали, что эти предметы не более, чем набор медных инструментов, спрятанных цыганами. Весть об обнаружении клада разнеслась быстро и заводской двор наполнился любопытными горожанами, желающими посмотреть на эти странные «цыганские медные инструменты».Одним из любопытствующих оказался археолог, Пётр Горбанов, который в то время работал в городском читальном клубе. В отличие от остальных он очень сильно сомневался, что это медные цыганские инструменты.
По другой версии событий, братья сразу поняли, какое ценное сокровище они обнаружили. Они показали предметы рабочим фабрики, один из которых даже попытался украсть сосуд, но был пойман за руку. Дейковы решили, что всё это нужно немедленно отправлять в музей. Они очистили артефакты от грязи и отнесли домой. Там они показали их своим жёнам и детям. Тут впервые и увидел сокровища Горбанов. Уже вечером того же дня сокровища поместили для хранения в банк.
Мир должен был увидеть болгарские сокровища! На следующий день были разосланы телеграммы в Софию и Пловдив, чтобы сообщить о сенсационном открытии. Директор Пловдивского археологического музея отправился в Панагюриште сразу же, опередив руководителя Софийского археологического института и музея. Он собрал артефакты и увёз их в музей. Именно поэтому, Пловдив, а не столица Болгарии София, стал постоянным домом сокровища Панагюриште.
Этот сказочный клад представляет собой набор золотых сосудов, возраст которых датируется концом 4 и началом 3 веков до нашей эры и, следовательно, принадлежит фракийской цивилизации. Кроме того, что это огромное количество чистого золота, артефакты ещё поражают тончайшим мастерством изготовления.
На сегодня существует три официальных точных копии сокровищ: одна для Национального исторического музея в Софии, другая для Археологического музея в Пловдиве и третья для Исторического музея в Панагюриште. Оригиналы, из-за своей бесценности и редкости, обычно хранятся в банковском хранилище. Тем не менее, эти произведения искусства часто одалживали музеям по всему миру для их демонстрации. Первым городом за пределами Болгарии, получившим сокровища, был Рим.
После клад демонстрировался в Париже, Мюнхене, Ленинграде (сегодня Санкт-Петербург), Будапеште, Варшаве и Монреале. В конце шестидесятых сокровище Панагюриште вернулось в Пловдив, где оно оставалось в течение следующих трех лет. В 1972 году сокровище было выбрано в качестве центральной части выставки под названием «Фракийское искусство», которая дебютировала в Софии по случаю Первого международного конгресса по фракологии. В последующие десятилетия выставка была организована многими музеями по всему миру. Например, в период с 1994 по 2000 год выставка проходила в семи городах Японии и в Соединённых Штатах. Кроме этого, клад побывал в Финляндии, Швеции, Италии и Бельгии. В результате этой выставки, наименее известная часть истории Болгарии, то есть её фракийское прошлое, была представлена миру.
Есть две разные гипотезы о том, как артефакты оказались в Панагюриште. Согласно первой, драгоценные предметы были спрятаны их владельцем, когда в эту область вторглись македоняне или кельты. В качестве альтернативы было высказано предположение, что сокровища были частью добычи. Само собой разумеется, личность первоначального владельца клада совершенно неизвестна.
Сокровище Панагюриште состоит из девяти отдельных предметов - четырёх ритонов, трёх ритонизированных кувшинов, ритонизированной амфоры и большого блюда. Все предметы были сделаны из золота и весят чуть более шести килограммов. Помимо такого огромного количества золота все эти предметы поражают своими изящными мелкими деталями. Это говорит об очень высоком уровне мастерства. Кроме всего прочего, эти произведения искусства дают нам представление о том, как фракийцы смотрели на мир.
Фракийцы жили на территории сегодняшней Болгарии. Самое раннее упоминание о Фракии, о котором мы знаем, принадлежит Гомеру в его Илиаде. Фракийцы также появляются в источниках Ахеменидов, где они изображены в рельефах. Фракийцы были захвачены Ахеменидами в конце 6-го века до нашей эры, и их территория стала сатрапией под названием «Скудра». В 4 веке до нашей эры Фракия была завоёвана Филиппом II Македонским и постепенно стала эллинистическим государством после смерти его сына Александра Македонского в 323 году до нашей эры.
В истории сокровищ Панагюриште есть много тёмных пятен. Одни учёные утверждают, что сосуды были сделаны местными фракийскими мастерами, а другие, что они были привезены из древнегреческого города Лампсака, который находится на территории современной Турции. Пловдив — это центр древнего Фракийского государства, он давно привлекал внимание историков и археологов.
В период 3-4 веков до нашей эры Фракия переживала очень сложные времена. После смерти Александра Македонского царём Фракии стал военачальник Лисимах. Он был чрезвычайно честолюбив и мечтал воссоздать великую империю Александра. Война с македонянами истощила и обескровила, в конце концов, Фракию. Позже страна подверглась нашествию кельтов. Может быть именно с этим связано происхождение сокровищ, хозяин спрятал их от захватчиков? Эти сокровища пролежали в земле чуть менее двух с половиной тысяч лет. Бесценная утварь скорее всего принадлежала человеку весьма богатому и знатному. Может это был соратник военачальника Лисимаха?
Если посмотреть на детали тонкой работы, можно заметить, что это были предметы эллинистического периода. Например, золотое блюдо — самый большой артефакт из найденных и, возможно, самый захватывающий. На нём изображены семь мужских фигур. Учёные по-разному интерпретируют эту сцену. Одни считают, что это заурядный случай из повседневной жизни фракийцев: они, пьяными, бросаются в ночь на поиски женщин. Другие утверждают, что это историческое событие — захват Персидских ворот Александром Великим. Третьи настаивают, что эта сцена взята из греческой мифологии, конкретно из истории «Семь против Фив».Окончательная версия гласит, что сцены изображают похороны некого фракийского правителя. Пять воинов танцуют ритуальные танцы, а двое внутри храма готовятся к погребению тела.
Одна из амфор, самая большая и тяжёлая, выполнена настолько искусно, что заслуживает отдельного описания. Ручки артефакта исполнены в виде двух кентавров. На дне амфоры изображён ещё один сюжет из древнегреческой мифологии. Исследователи отмечают, что художественное оформление тут более небрежно и непрофессионально, по сравнению с тем, что снаружи, а потому наводит на мысль о том, что это сделано разными мастерами. Видны четыре фигуры. Одна из них — это маленький Геракл, который душит двух змей, посланных к нему коварной мачехой Герой. Другая фигура — это сатир. Тут очевиден символизм: репутация этих существ, как пьяниц, делает их подходящими для украшения винного сосуда. Лукавые африканцы у дна амфоры выполняют практическую функцию — из их ртов разливают вино. Историки предполагают, что такое странное расположение указывает на использование этого сосуда для «ритуала дружбы». Есть ещё версия о том, что амфору использовали для чествования воинов.
Геродот упоминает в своей «Истории» скифскую традицию, согласно которой каждый год проводилась в честь воинов особая торжественная церемония. Вино наливал в чашу правитель и всем воинам, проявившим героизм на поле битвы, давали пить из амфоры. Те, кто не проявил себя на войне, были лишены такой чести. Особенно выделяли тех, кто убил очень много врагов — им давали пить из сосуда вместе. Это и были подобные сосуды с двумя отверстиями.
Ритоны, которые лежали на блюде, все были выполнены в виде различных зооморфных и антропоморфных фигур. Несколько из них имеют форму головы животных, а горлышки этих сосудов украшают мифологические сцены. Ритонизированные кувшины сделаны в форме женских голов. Это богини Гера, Афродита и Афина. Само блюдо обрамляют четыре концентрических круга. Первый из них с рельефами желудей, а остальные три с головами улыбающихся африканцев.
Вне всяческих сомнений, сокровища Панагюриште — это бесценные артефакты из фракийского прошлого Болгарии. По своему богатству, красоте и изяществу этот клад — один из редчайших свидетельств искусства времён эпохи эллинизма. Эти ценности оказали весьма значительное влияние на имидж страны на международной арене. Благодаря своему путешествию по миру, сокровище Панагюриште помогло избавить Болгарию от клейма «коммунистической страны, занимающейся наркотрафиком и торговлей оружием» и превратить в одну из самых богатых предметами старины с высокой художественной ценностью в Европе.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210320/45849/