В XXI веке уже трудно удивляться тому, что вслед за «вылетевшей птичкой» сразу же возникает фото, которое может увидеть и фотограф, и все желающие. С трудом вспоминается, что раньше процесс изготовления отпечатка снимка на бумаге занимал довольно много времени и требовал не только темноты и специальных реактивов, но и навыков: при неосторожном обращении с фотопленкой можно было повредить ее – и пиши пропало, кадр восстановлению не подлежал. Но даже те, кто умел и любил работать в фотолаборатории – профессиональной или домашней, любительской, были вынуждены проходить все необходимые этапы, чтобы увидеть снятое на камеру. А отец-изобретатель, Эдвин Лэнд, нашел другой путь.
К тому времени Эдвин Лэнд уже возглавлял компанию «Полароид», она возникла в 1937 году для реализации его идей в области поляризации света. Лэнд с детства был охвачен жаждой открытий, увлекался физикой, проводил многочисленные эксперименты. Как результат, по количеству патентов, полученных в течение жизни – 535 – он уступал одному лишь Томасу Эдисону.
Интересно, что семья Эдвина Лэнда была из Украины: его дед и бабка Соломоновичи уехали в США в восьмидесятые годы XIX века. При оформлении документов тогда произошла путаница, связанная со словом «land» (прибывшие Аврам и Элла не знали английского языка и неправильно поняли заданный вопрос), отчего новой фамилией Соломоновичей и их потомков стала «Лэнд».
Эдвин родился уже американским гражданином в 1909 году. Он немного успел поучиться в Гарвардском университете, но спустя год уехал оттуда в Нью-Йорк, чтобы заниматься тем, что привлекало больше всего: изучением света, оптическими экспериментами, разработкой новых устройств и фотографированием.
Самый первый патент на фотоаппарат «для моментальной фотографии» был вручен в 1923 году Сэмуэлу Шлафроку. Правда, по сути это был все тот же аппарат с пленкой, просто проявить и напечатать снимки давала возможность портативная фотолаборатория, которая прилагалась к устройству.
А вот компания «Полароид» в 1948 году представила свой небывалый доселе прибор, который действительно сам печатал отснятые кадры! Вначале – лишь черно-белые, а начиная с 1963 года покупателям были доступны и цветные полароидные фото. При съемке бумага и фотоматериалы прижимались друг к другу и перемещались в камеру проявления, по дороге разбивая капсулу с пастой, которая разливалась по поверхности бумаги, вступая в реакцию с веществами на разных участках фотографии. В результате через несколько минут после снимка получалось изображение-позитив.
Фотоаппарат, который сразу после съемки создавал бумажную фотографию, становился популярной и любимой игрушкой – одновременно становясь и удобным способом выполнять чисто практические задачи, например, съемки на документы.
Полароиды, особенно цветные, быстро завоевывали симпатии обычных людей – и такими же темпами – людей необычных, творческих, кто видел в новом устройстве для фотографирования возможности для развития искусства.
Снимки на камеру «Полароид» отличались несколько странной цветопередачей, часто были нечеткими и искажали форму предметов в зависимости от удаленности от фотографа, не допускали ретуши и другой обработки, а кроме того, их нельзя было повторить, воспроизвести. Для художников второй половины XX века все это из недостатков превратилось в уникальные особенности, новые возможности фотоискусства. Многие мастера охотно откликнулись на возможность поэкспериментировать, к тому же, уникальность каждого фото, скорость создания предмета искусства – всего несколько минут или часов, нужных для подготовки композиции или места съемки – превращали процесс в увлекательную игру.
Помимо этого, работали и чисто коммерческие факторы: Лэнд, чтобы обеспечить рекламу и продажи камер «Полароид» рядовым американцам, приглашал художников творить и выкупал затем их фото, так у потенциальных владельцев новых аппаратов создавалось впечатление, что они могут приобрести действительно первоклассный товар. Арт-консультантом компании стал великий фотограф-пейзажист Энсел Адамс, ряд произведений с использованием камеры «Полароид» сделал Лукас Самарас – творения этих художников оцениваются сейчас в десятки и сотни тысяч долларов.
Коллажи из множества моментальных снимков создавал Дэвид Хокни. А еще в «полароидном» стиле фотографирования отличился Энди Уорхол, любивший высказываться в своих произведениях ярко и просто, что позволяла делать и камера для получения мгновенных снимков. Уорхол создал серию фотопортретов знаменитостей – Сильвестра Сталлоне, Лайзы Миннелли, принцессы Монако Каролины и многих других, портретов, от которых исходило впечатление интимности момента, близости звезд к простым смертным.
Часто фотографы использовали моментальные фотографии в качестве «черновика» к снимкам «обычным», это помогало лучше представить себе конечный результат. Некоторые, например, фотограф Хельмут Ньютон, потом опубликовали такие «черновые альбомы».
Для создания своих шедевров художники использовали и широкоформатные камеры, а выход модели SX-70 стал целым событием, поскольку она открывала возможности для ретуши и изменения фотографии.
Бум камер для моментальных снимков пришелся на восьмидесятые-девяностые годы прошлого века.
Появление цифровой техники, в том числе и фотоаппаратов, пошатнул состояние дел компании, к тому же, ее основатель уже скончался (он умер в 1991 году). В двухтысячных «Полароид» начал процедуру банкротства, и все попытки перезапустить продажу камер, принесших славу компании, успехом не увенчались. Зато произведения фотографов, созданные на бумаге и камерами «Полароид», сейчас украшают музеи по всему миру и ценятся как произведения искусства – неповторимые и невоспроизводимые.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010320/45628/
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010320/45628/