Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 527Зрителей: 4626
Авторов: 18901
Загружено работ — 2 126 530
«Неизвестный Гений»
Новости
Автопортрет в мастерской: Что на самом деле показывали живописцы на таких картинах
Есть особая категория автопортретов – те, что показывают зрителю художника за работой и вообще в его мастерской. Часто это – единственный способ заглянуть в святая святых истинного мастера – при жизни не все из них допускали посторонних в свои студии, а спустя десятилетия и века эти помещения попросту пали под натиском времени. Но не только обстановка интересна на этих автопортретах: изобразив себя за работой, художник, скорее всего, раскрылся и сам – а впрочем, здесь есть над чем поспорить.
Мастерская в жизни художника: помещение для работы и центр собственного мира
С практической точки зрения мастерская художника – это его рабочее пространство, место, где можно воплощать в жизнь идеи и задумки, которые либо получат признание после того, как покинут стены мастерской, либо – увы, гораздо чаще – останутся безвестными. Но в случаях, когда речь идет о великих мастерах, такое помещение начинает восприниматься по-другому: ведь в его стенах когда-то появлялись шедевры, находили выражение гениальные и даже революционные идеи художника, меняющие мир и открывающие дорогу новым направлениям в искусстве.
Когда-то мастерских как таковых не существовало – средневековые мастера трудились в помещениях, которые предоставлялись им монастырями, изображать что-либо, кроме сюжетов из Священного Писания, не дозволялось. А с началом Возрождения художники стали обустраивать часть своего жилья под место для работы. Постепенно мастерские становились чем-то большим: там передавали опыт молодым ученикам, там хранили произведения, предназначенные для продажи, там устраивали встречи с заказчиками, друзьями и единомышленниками и, разумеется, там создавали новые картины.
Мастерская становилась для художника отдельным миром, собственной творческой вселенной, а порой – укрытием от мира, способом оказаться один на один с искусством.
Поэтому, наверное, автопортреты, где художники изображают себя за работой, в студии, перед мольбертом, вызывают особенное любопытство: это способ приоткрыть завесу над скрытым от посторонних глаз творческим процессом, результаты которого украшают лучшие музеи и выставочные залы мира.
Аллегории на автопортретах
Но не только само помещение интересно, конечно же, на таких автопортретах. Художник изображает сам себя – но это не просто аналог современного селфи, на картинах такого рода показано нечто большее – душа мастера. Ведь создавая свой портрет за работой, он наконец помещает в центр внимания свои собственные идеалы, взгляды. По-настоящему гениальный творец – проводник между миром искусства – чем-то непонятным, эфемерным – и зрителем; личность художника скрыта за сюжетом картины. На автопортрете же она выходит на передний план.
Не всегда при этом можно увидеть лицо мастера – на картине Яна Вермеера «Аллегория искусства», также известной под названием «Мастерская художника», он изображен сидящим за мольбертом спиной к зрителю. «Аллегорию» еще предстоит разгадывать искусствоведам, но некоторые метафоры уже получили свое объяснение. Натурщица – девушка с простыми, непримечательными чертами лица, в простом платье, преображается, когда оказывается перед художником. Нарядная накидка, свет, падающий из невидимого окна, а главное – работа мастера превращают модель в участницу особого действа. Загадочной остается «роль» гипсовой маски, третьего «персонажа», наряду с художником и моделью. Что она символизирует? Почему в свою очередь «избегает» смотреть на зрителя?
Интересно, что одежда и головной убор художника, изображенные на полотне, к тому времени, когда создавалась картина, уже давно вышли из моды – и остались, тем не менее, привычными атрибутами живописцев.
И гораздо лаконичнее, но не менее выразительно показал себя за работой Рембрандт. Название картины – «Художник в мастерской», но многие исследователи уверены, что это именно автопортрет. Мастер изображен один на один с мольбертом, в их «диалоге» нет и не может быть никого третьего, даже дверь, на которую падает густая тень, кажется надежно скрывающей пространство мастерской от внешнего мира. Художник, пристально и внимательно глядящий на холст, одет нарочито церемонно - в знак торжественности и значимости момента.
Лаконичность композиции расходится с обычаями – голландские художники стремились, как правило, показывать свою мастерскую наполненной многочисленными атрибутами, чтобы продемонстрировать потенциальным заказчикам, что это – пристанище истинного знатока и ценителя искусства.
Далеко не каждый из художников, писавших автопортрет в своей мастерской, делал это в зрелом возрасте, подводя итог многолетним трудам и размышлениям. Видный представитель французского рококо Франсуа Буше – живописец, гравер, создатель декораций для опер, картин для шпалер, приложивший руку и к другим видам прикладного искусства, написал себя за работой в начале карьеры, в совсем юном возрасте – 17 лет. И если на этой картине в силу неопытности художника еще не увидеть отражения жизненного и творческого пути или философии умудренного жизнью человека, то, во всяком случае, можно попытаться найти свидетельства того, что музы будут благосклонны к Буше, как была к нему благосклонна маркиза де Помпадур.
Некоторые из автопортретах в мастерской
Работа Густава Курбе стала по-настоящему значительным произведением – в первую очередь из-за ее огромных размеров. Художник задумал свой автопортрет как большое аллегорическое произведение со множеством персонажей, а полное название картины звучало как «Мастерская художника. Истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни».
Слева на холсте изображены люди из разных слоев общества, справа – представители из мира искусства, в том числе Жорж Санд и Шарль Бодлер. Первоначально Курбе изобразил рядом с поэтом его любовницу, но по просьбе последнего потом закрасил эту часть произведения. В центре композиции – сам живописец перед мольбертом и рядом с ним – обнаженная натурщица, как олицетворение академического искусства. «Весь мир изображен в моей мастерской», - говорил о картине сам художник.
Эпоха модерна, привнеся новое во все направления искусства, отразилась, разумеется, и на автопортретах художников. Более того – с нарастанием конфликта между академизмом и поиском новых средств художественного самовыражения автопортрет в мастерской становился едва ли не лучшим способом заявить о своей позиции.
Франц фон Штук, немецкий живописец, в числе учеников которого был Василий Кандинский, изобразил себя и свою жену в мастерской, каким-то образом сохранив в этом автопортрете те же интонации, что использовались им при написании произведений с обнаженной натурой, произведений двусмысленных и провокационных.
На картине Василия Яковлева «Спор об искусстве» перед зрителями разворачивается целый конфликт – художника и его времени, когда стремление воплощать в жизнь идеалы позднего Возрождения сталкивалось с заветами социалистического реализма. Главный персонаж на холсте – женщина, символизирующая собой красоту - как то, чему служит живописец.