Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 381Зрителей: 4612
Авторов: 18769
Загружено работ — 2 126 551
«Неизвестный Гений»
Новости
Художник-философ, который рисует уходящее время: советский американец Юрий Купер
Открывая нашему читателю новые имена мастеров живописи, непременно хотелось бы обратиться к творчеству современного художника с удивительной судьбой. Юрия Купера, признанного во всем мире художника-шестидесятника, даже энциклопедические источники представляют невероятным словосочетанием – советско-российско-американский художник. Будучи живописцем и графиком, он в тех же энциклопедических данных отмечен и в качестве сценографа, скульптора, архитектора, дизайнера... И ко всему прочему Купер известен многим как незаурядный писатель с философским мышлением.
Юрий Купер (по рождению Куперман) и в свои 79 впечатляет зрителя полотнами, преисполненными ума, мысли и очарования. Его работы заставляют созерцать, вдумываться и слышать. Именно этим в свое время художник и завоевал всемирное признание. На сегодняшний день на арт-рынке его творчество пользуется большим спросом, стоимость его работ иногда просто заоблачна. Хотелось бы сказать, что большая их часть хранится в престижных галереях и музеях мира от Третьяковки до нью-йоркского Метрополитена. Вероятно поэтому, Юрия Купера называют художником мира и, поэтому так тепло принимает публика его работы, которые регулярно экспонируются в музеях и галереях Нью-Йорка и Парижа, Лондона и Женевы, Москвы и Санкт-Петербурга, а также многих других городах.
А так все начиналось...
А в Москве в далеких 60-х годах художник был известен как Юра Куперман. Родился за год до войны, в 1940 году, в семье музыканта и копировщицы. В детские и отроческие годы мальчишка был предоставлен сам себе. Его отец погиб во время Отечественной, а мать, получив похоронку, активно занялась устройством личной жизни. Сына же вырастила улица и коммуналка, где жили почти одни уголовники. С юных лет Юрка с друзьями-хулиганами пил водку в подворотнях и гонял в футбол. Такая неблагополучная среда обитания даже не предрасполагала к тому, что юный Куперман сможет вырваться из ее лап.
Однако по окончании школы, когда перед Куперманом встал выбор - куда пойти учиться, он увязался за своим одноклассником, который решил поступать в Строгановку. А если учесть, что у друзей не было даже элементарного понятия о рисунке, не говоря о живописи, то их даже к экзаменам не допустили. И что любопытно, однокашник быстро нашел себе новую цель, а вот Куперман буквально зациклился на идее стать художником. Проявив необыкновенную целеустремленность, юноша целый год с упорством готовился к поступлению. Он даже брал уроки у профессиональной художницы, которая в свое время была ученицей самого Павла Чистякова. Наверняка еще тогда преподаватель смогла в нем разглядеть большие задатки. И уже на следующий год юноша стал студентом, а в 1963-м окончил художественное учебное заведение.
Эмигрировав в 1972-м из Союза, Куперман для себя открыл весь мир. И в какие страны только не забрасывала жизнь художника: Израиль, Франция, США, Англия на долгие годы стали его пристанищем. Там он творил свои полотна и создавал свое имя. Но душой и сердцем он всегда стремился в Россию.
И совсем недавно, в 2016 году, художнику было предоставлено российское гражданство, именно с тех пор он живет на Родине, продолжая плодотворно работать. Его творческие идеи в области театра и живописи, архитектуры и дизайна, а также литературы – как и прежде неиссякаемы. И, невзирая на свои почтенные годы, Юрий Леонидович идет в ногу со временем и с невероятной трудоспособностью воплощает свои идеи в жизнь.
Немного о творчестве
Художник работая в разных техниках и жанрах и используя в работе материал со сложной текстурой, создал свою уникальную «визитную карточку» представляющую собой живописные инсталляции с чрезвычайно простыми предметами. Это может быть и ржавый металл, и старая фанера, и холст, и бумага, обычные малярные кисти и старые артефакты, подобранные художником и преобразившиеся в процессе его труда в уникальные объекты искусства, кажущиеся зрителю застывшими в каком-то безвременье.
И первое с чем ассоциируются у зрителей, "...впервые увидевших произведения мастера – это смерть. Каждая вещь на его полотнах, прожившая длинную жизнь и припорошенная пылью времени, а иногда и покрыта ржавчиной – будто умирает, чем нагоняет щемящую тоску и ностальгию".
Однако параллельно с этим возникает чувство, что старые предметы быта, отслужившие свой век, поблекшие и изношенные под кистью мастера неожиданно обрели новую жизнь и заговорили сами за себя. В таком поражающем уважении художника к старым и ветхим вещам, имеющим историю, существенную роль сыграла преемственность поколений. Его дед был старьевщиком, и видимо, поэтому художник до сих пор любит бродить по рынкам и покупать старые предметы с историей, которые и преображает в произведения искусства. Цветовую гамму при этом, используя приглушенную, мрачную и весьма тусклую, как для живописи: «Я люблю свет, а не цвет, – много пишу в оттенках серого. Размашистая, яркая живопись – это не мое».
Особое внимание хотелось бы уделить фоновому пространству полотен художника. Фон каждой работы будто карта времени, по которой можно странствовать, рассматривая сантиметр за сантиметром картинную плоскость. И каждый раз, находя все новые и новые островки памяти, новый отзвук временного пространства.
А также хотелось бы отметить, что в своих работах Юрий Купер не просто воссоздает мир вещей, покрытых патиной времени, он будто исследует само время и человеческое бытие, приобщая к этому и своего зрителя. Хотя, согласитесь, совсем не просто заинтересовать современную публику обыденными старыми вещами. А вот Купер сумел на все сто. И недаром его произведения пользуются значительным успехом у коллекционеров мирового уровня.
Что примечательно, уникальный стиль мастера, в большей степени проявляется в интересе к разложившейся материи, к тому, что подвергалось длительное время "влиянию и дождя, и ветра, и жгучего солнца, к тому, на что нанес на предметы след патины". Именно такой необычный колоритный материал, такие образы использует в своей работе Купер, дорабатывая их светом и тенью.
Художника никогда не привлекала чистая картинная плоскость, он всегда вдохновлялся пространством, которое может многое рассказать. И нужно отметить, что этот стиль мастер придумал не сам, его идею он заимствовал из нового течения средины прошлого столетия, получившее широкую распространенность в то время в Италии. Arte Povera –«бедное искусство» было подчинено отказу от традиционного представления о живописи, что с успехом и воплотил в своем творчестве мастер из России.
«Интеллектуальный художник мирового масштаба» – так говорят сейчас о Юрии Купере, признанном и в Европе, и в США талантливейшем художнике-шестидесятнике. Хотелось бы отметить, что за 50-летний творческий путь по многим странам мира было организовано и проведено около 60 персональных выставок гениального мастера.
Несколько слов о личной жизни мастера
И наконец, хотелось бы коснуться личной жизни мастера. Юрий Купер всегда был в центре внимания у женщин. И в свое время он даже состоял в браке с манекенщицей Милой Романовской. Впрочем, и романов с успешными и знаменитыми было немало, в том числе с французской киноактрисой Катрин Денев. Однако художник так и остался одиноким, больше не решившись создать семью. И в этом также его жизненная философия.
В отличие от Купера, многие художники того времени жили и творили в Советском Союзе, создавая гениальные полотна, где жизнь била ключом.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/191219/44947/
Комментарии:
21 декабря ’2019 19:20
Очень интересно!!!Это открытие для меня.БЛАГОДАРЮ!!!
|