Её матерью была старшая из пяти дочерей царя Ивана V и царицы Прасковьи Екатерина, которая доводилась племянницей Петру I. Именно он выдал последнюю замуж за герцога Мекленбургского Карла-Леопольда. Россия и немецкое герцогство находились в то время в состоянии войны со шведами. Герцогу требовалось вернуть город Висмар, а русскому царю нужна была база для его военных кораблей. Но герцог оказался плохим союзником и скверным супругом (своевольный деспот и сумасброд, к тому же склочный, скупой и невоспитанный). В 1722 году Екатерина с дочерью Елизаветой-Екатериной-Христиной попросились назад в Россию, и им не отказали. Царица Прасковья обожала внучку, только обстановка в её доме не могла пойти на пользу юной принцессе. В 1733 году после принятия православия она получила имя Анна.
В 1730 году российский трон заняла Анна Иоановна – тётка Екатерины, приблизившая её вместе с дочкой ко двору. Она очень полюбила Анну Леопольдовну, поэтому решила, что именно её будущий сын станет наследником трона, что занять его должны внуки царя Ивана V, а не потомки Петра I – дочь Елизавета или внук Карл-Петер-Ульрих. Только вот беда – немногим лучше было для воспитания будущей матери наследника трона пребывание при Анне Иоановне, за время десятилетнего правления которой страна пришла в упадок. Удушливая атмосфера доносов, разгул тайной канцелярии, которая хватала людей и бросала в застенки по малейшему подозрению в нелояльности к императрице и её приближенным, засилье во властных структурах курляндских немцев. Сама Анна Иоановна по сути своей и уровню мышления была провинциальной помещицей и никак не тянула на государыню. Поэтому подать хороший пример Анне Леопольдовне она, конечно же, не смогла.
В Европу для поиска подходящей кандидатуры был послан генерал-адъютант Карл Левенвольде. Ему показался наиболее перспективным Антон Ульрих Брауншвейг-Беверн-Люнебургский. Одна из его тётушек была женой Карла VI. Одна из двух его сестёр стала супругой короля Пруссии, а другая – датского короля. Кроме того, Георг I (король Великобритании) доводился Антону Ульриху дядей.
Анна Иоановна ничего не могла возразить против такого жениха. В 1733 году восемнадцатилетний принц прибыл в Россию. Официально – на военную службу, но подразумевалось – чтобы жениться впоследствии на Анне Леопольдовне (последней на тот момент было всего 14 лет). Молодой герцог сделал хорошую блестящую карьеру военного: участвовал в военной кампании против турок, проявил себя как отважный воин и хороший командир при взятии Очакова.
После смерти Анны Иоановны, согласно её завещанию, регентом при Иоанне VI (Антоновиче) стал герцог Бирон. Неограниченная власть доставалась человеку, который на неё никакого права не имел. Бирон ни во что не ставил царственное семейство и всячески продвигал своих ставленников на все государственные посты.
Такое положение дел никого не устраивало. Гвардия роптала и хотела в регенты Антона – его авторитет среди военных был очень высоким. Но принц был абсолютно неопытным в политических интригах. Поэтому назревавший под его руководством заговор против Бирона быстро сошёл на нет. Помогла делу раздельность интересов трёх немцев, державших власть в своих руках – герцога Бирона, вице-канцлера Остермана и фельдмаршала Миниха. Последний оказался самым быстрым и сделал упреждающий ход. С согласия Анны Леопольдовны и с помощью подчинённого ему Преображенского полка, он арестовал Бирона, которого суд приговорил к ссылке в Пелым.
Анна Леопольдовна стала регентом при своём сыне Иоанне. Она уже несколько лет была влюблена в саксонского посланника графа Линара, поэтому у её подданных были все основания ожидать, что он станет вторым Бироном.
Но пока Линар уехал по своим делам в Саксонию, в России произошёл дворцовый переворот. Анне Леопольдовне давно и постоянно докладывали о заговоре против неё, однако она не придавала этому особого значения. А когда всё же захотела убедиться, что это не так, пошла к своей тётке Елизавете Петровне. Та заверила её, что об этом не может быть и речи, а сама той же ночью повела за собой гренадёров для захвата власти в свои руки.
Перед новоявленной императрицей возник вопрос – что делать с «Брауншвейгским семейством»? Мысль о том, чтобы отпустить их за границу сразу исключили, там они легко могли найти союзников для свершения контрпереворота. Анну Леопольдовну и Антона Ульриха вместе с их детьми разместили в хорошо охраняемом Рижском замке.
После того камер-лакей Турчанинов попытался организовать заговор с целью вернуть престол Иоанну Антоновичу, семейство отправили подальше от столицы в крепость Дюнамюнде, где у них родилась дочь Лиза. В 1744 году семью выслали в Рязанскую губернию и поместили в Раненбургскую крепость.
Сначала «Брауншвейгское семейство» решено было отправить на Соловки, но их оставили в Холмогорах, где у них родилось потом ещё трое деток – Лиза, Пётр и Алексей. Иоанн Антонович станет «железной маской» на русский манер – всю жизнь он проведёт в изоляции, вдали от своих родных (сначала Ораниенбург и Холмогоры, а затем крепость в Шлиссельбурге, где будет помещён в одиночную камеру, где будет числиться как безымянный узник). С ним никому нельзя будет общаться. В возрасте 24 лет он погибнет от рук охранников при попытке освободить его.
Анна Леопольдовна скончалась в 1746 году при последних родах, которые протекали тяжело. Её муж воспитывал детей с большой любовью и был им хорошим отцом. После его смерти в 1780 году детей отправили к их тётке, датской королеве Юлиане Марии. На все их просьбы о возвращении им отвечали отказом.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060919/44077/