Зарегистрировано — 124 987Зрителей: 67 922
Авторов: 57 065
On-line — 18 414Зрителей: 3623
Авторов: 14791
Загружено работ — 2 147 936
«Неизвестный Гений»
Новости
«Железная леди», которая совершила прорыв в промышленном дизайне, а о ней забыли: Баухауса Марианна Брандт
![](/images/news/7784.jpg)
![](https://kulturologia.ru/files/u23467/234673928.jpg)
Марианна Брандт была одной из немногих женщин в Баухаусе, а в мастерской по металлу она и вовсе оказалась первой – и единственной. Футуристические сервизы Брандт сегодня считаются предвестниками современного промышленного дизайна, изделия по ее проектам производятся на фабриках и по сей день. Но жизненный путь «железной леди» Баухауса был нелегким.
![Металлический сервиз. Металлический сервиз.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Brandt4a.jpg)
Марианна узнала о существовании Баухауса в 1923 году. Ей было тридцать лет, за плечами – два диплома Высшей школы изобразительного искусства Великого герцогства Саксония, по живописи и по скульптуре. Случайно попав на выставку «Государственный Баухаус: 1919 — 1923», Марианна была просто потрясена увиденным. Ей словно открылось великое знание, чему она должна посвятить свою жизнь. Вечером после посещения выставки она уничтожила все свои прошлые работы, а первого января 1924 года поступила в Баухаус в качестве студентки. Весь ее предыдущий художественный опыт здесь не имел значения: Марианне пришлось постигать науку дизайна с самых азов, с пропедевтических курсов.
![Изделия Марианны Брандт. Изделия Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671661.jpg)
Впоследствии Марианна утверждала, что пошла учиться дизайну отнюдь не под влиянием внезапного импульса – просто ее муж тоже занимался изобразительным искусством, а кому-то нужно было кормить семью, и Марианна решила сменить профессию на более перспективную.
![Изделие Марианны Брандт. Изделие Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Tetra_Alessi_MarianneBrandt1_grande.jpg)
![Заварочный чайник. Заварочный чайник.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Brandt2.jpg)
Оказавшись в Баухаусе и превратившись из зрительницы в ученицу, Марианна испытала разочарование и растерянность. Ей не нравилась живопись Баухауса – она не чувствовала в ней возможности развития. Ей оказалось некомфортно в мастерской по тканям (где было основное «место женщин» в Баухаусе). Создание предметов мебели из дерева заинтересовало Марианну, но ей было слишком тяжело там физически. В конце концов Ласло Мохой-Надь, уже обучавший ее искусству фотоколлажа, предложил ей позаниматься в мастерской по металлу.
![Металлический сервиз. Металлический сервиз.](https://kulturologia.ru/files/u23467/csm_Brandt_Marianne_Kaffee_und_Teeservic.jpg)
![Металлический сервиз. Металлический сервиз.](https://kulturologia.ru/files/u23467/marianne-brandt_tea-service-tea-infuser-.jpg)
Как ученице, Марианне перепадала самая скучная работа, но ей казалось, что начало и не должно быть легким. На самом деле в мастерской изначально приняли ее недоброжелательно, но со временем Марианна доказала, что может управляться с металлом не хуже мужчин и снискала наконец уважение коллег.
![Заварочный чайник, вид сверху. Заварочный чайник, вид сверху.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Brandt-bottom-small.jpg)
![Ситечко для заваривания чая. Ситечко для заваривания чая.](https://kulturologia.ru/files/u23467/800px-Marianne-brandt.jpg)
Работа с металлом требовала не только интуиции, вкуса и стремления к творческим экспериментам, но и учета технологии изготовления, свойств материалов, функциональных особенностей предметов. Шел 1924 год. Как ни удивительно, именно проекты Марианны этого периода, периода неловкого ученичества, стали самыми известными – например, ее заварочный чайник.
![Чайные пары из металла. Чайные пары из металла.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Projects-by-Marianne-Brandt-6.jpg)
![Подставки и пресс-папье. Подставки и пресс-папье.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676166.jpg)
Спустя год Марианна временно покинула Баухаус – первая европейская школа дизайна переживала сложные времена, перебираясь из Веймара в Дессау. Брандт вернулась к мужу в Париж, но не могла найти себе места. Сначала иррационально, а затем вполне осознанно она кромсала страницы журналов и газет – со стороны это выглядело, конечно, безумно. Марианна создавала коллажи, посвященные жизни современной женщины, желающей наслаждаться творчеством, знанием, свободной и сексом, но постоянно сталкивающейся с предрассудками, ограничениями и снисходительной мужской оценкой.
![Коллажи Марианны Брандт. Коллажи Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671705.jpg)
![Коллажи Марианны Брандт. Коллажи Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676710.jpg)
![Коллажи Марианны Брандт. Коллажи Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234672402.jpg)
Когда Баухаус оправился после переезда, Марианне предложили студию в жилом корпусе и место в мастерской. Марианна начинает заниматься не только собственными проектами, но и организационной деятельностью, и в 1928 году оказывается во главе той мастерской, где ее поначалу считали «непригодной для работы». Разработки Брандт приносили ощутимый доход Баухаусу, ее учитель и вовсе считал, что большая часть успешных проектов Баухауса принадлежит Марианне. При таком колоссальном объеме работы она находила время и для дальнейшего обучения, выбрав в качестве очередной своей специализации фотографию.
![Автопортрет и коллаж Марианны Брандт. Автопортрет и коллаж Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234670530.jpg)
Спустя год имя Марианны оказалось вписано в историю развития дизайн-теории. Она, почувствовав в себе достаточно сил и опыта, включилась в дискуссии о роли Баухауса в развитии искусства и промышленности. Наум Габо опубликовал критическую статью об их деятельности, назвав стиль Баухауса поверхностным и проиллюстрировав свои тезисы работами Брандт и ее мастерской. Марианна ответила программным текстом «Баухаус-стиль», где подчеркивала рациональный, исследовательский и практикоориентированный подход «инженеров-конструкторов» школы.
![Лампы и щипцы для сахара. Лампы и щипцы для сахара.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234674780.jpg)
![Настольные лампы. Настольные лампы.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678551.jpg)
![Настольная лампа. Настольная лампа.](https://kulturologia.ru/files/u23467/nachttischlampen-von-marianne-brandt-fue.jpg)
Но пару месяцев спустя Марианна решилась на уход их мастерской. Ее раздражало обилие административной работы и пустой болтовни, а ей хотелось заниматься дизайном. Ласло Мохой-Надь дал ей такие роскошные рекомендации, что прошлый директор школы, Вальтер Гропиус, без разговоров взял ее в свое проектное бюро в Берлине, но проработала она там всего полгода – по непонятной причине Гропиус, в целом хваливший ее, перестает назначать ее на проектирование работ по заказам.
![Изделия Марианны Брандт. Изделия Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671260.jpg)
![Изделия Марианны Брандт. Изделия Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234670128.jpg)
Марианна уходит на фабрику Руппельверк, где ситуация для нее оказывается еще хуже – она теряет и творческую свободу, и какое бы то ни было творческое общение. Однако сама фабрика многим обязана Марианне, успешно развивавшей там идеи Баухауса.
![Подставки для книг. Подставки для книг.](https://kulturologia.ru/files/u23467/P2080434_l.jpg)
![Стол и часы. Стол и часы.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234673982.jpg)
В начале тридцатых годов в Германии случился экономический кризис, Баухаус был закрыт нацистским правительством и его бывшие работники, оставшиеся в Германии, потеряли всякую возможность найти нормальную работу. Марианна рассталась с мужем, ее занятия масляной живописью не приносили ей ни дохода, ни известности. В 1945 году был разрушен при бомбардировке ее дом и потеряна большая часть архива…
![Люстры по проектам Марианны Брандт. Люстры по проектам Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234675080.jpg)
Вальтер Гропиус, сумевший эмигрировать в США, поддерживал ее нехитрыми посылками – мука, сахар, гвозди… Марианна была до слез благодарна ему даже за эти мелочи.
![Подставка для салфеток. Подставка для салфеток.](https://kulturologia.ru/files/u23467/B46.jpg)
В ГДР негативно относились к деятельности Баухауса, но Марианна осталась там и даже преподавала промышленный дизайн в Дрезденской школе искусств – правда, недолго. При этом продукция по проектам Брандт производилась в Италии – но дизайнер не получила ни гроша за нее.
![Композиция Марианны Брандт, первые годы обучения в Баухаусе. Композиция Марианны Брандт, первые годы обучения в Баухаусе.](https://kulturologia.ru/files/u23467/csm_Brandt_Marianne_Gleichgewichtsstudie.jpg)
Несмотря на все тяготы и сложности, Марианна Бранд прожила долгую жизнь, а как дизайнер – вечную. Она умерла в возрасте восьмидесяти девяти лет, а посуда по ее проектам производится и по сей день.
![Коллаж Марианны Брандт. Коллаж Марианны Брандт.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Marianne-Brandt-Contrasts-Structure-Text.png)
Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090819/43871/
Комментарии:
Нет комментариев![](/images/ico_auth_key.png)