Оба писателя изначально специализировались вовсе не на детской литературе. Корней Чуковский дебютировал в качестве остроумного и саркастичного журналиста, статьи которого неизменно пользовались успехом у публики. При этом коллеги по перу всерьёз опасались стать героями его очерков, но молодой писатель с удовольствием и юмором критиковал своих собратьев по цеху, за что заслужил славу едва ли лучшего критика начала ХХ века.
Самуила Маршака особо ценили за поэтический талант, при этом даже Александр Блок и Анна Ахматова отдавали дань уважения молодому поэту и считали себя менее одарёнными. На самом деле Маршак уже в пятилетнем возрасте вполне успешно слагал слова в рифмы на родном для себя иврите, а когда ему исполнилось 15, многие уже видели в нём светило отечественной поэзии.
Если Чуковский был исключён из гимназии, как незаконнорождённый сын кухарки, то Маршак не имел права учиться нигде, кроме районов, определённых для евреев чертой оседлости. Но юному поэту повезло: на его жизненном пути встретился критик Стасов, который стал принимать самое активное участие в жизни молодого дарования. Самуил стал учащимся Третьей петербургской гимназии, в Ялте он жил в доме жены Горького, дабы укрепить пошатнувшееся здоровье.
Когда же Стасова не стало, Маршак стал корреспондентом «Всеобщей газеты» и даже смог побывать в командировке в Иерусалиме. В поездке по Ближнему Востоку поэт познакомился со своей женой, Софьей Мильвидской, девушкой не только ослепительно красивой, но ещё и очень умной. Они обвенчались в начале 1912 года и тут же отправились в Лондон, где Самуилу Яковлевичу предстояло продолжить своё образование на филологическом, а Софье Михайловне – на химическом факультете Лондонского университета. Помимо обучения, поэт стал профессионально заниматься переводами.
Примерно в это же самое время находился в Англии и Корней Чуковский. Он прибыл в эту страну в командировку от «Одесских новостей». Служебная поездка тоже удивительным образом совпала с его свадебным путешествием. Вместе с юной Марией Чуковской (урождённой Гольдфельд) он прибыл в Лондон. Правда, английский в полной мере ему освоить не удалось, ибо учил он язык самостоятельно, но это не помешало ему увлечься переводами.
Два талантливых писателя познакомились уже после революции в 1918 году благодаря Горькому, который поручил Маршаку и Чуковскому составить учебник для переводчиков.
К тому моменту Маршак уже был увлечён детской литературой и сумел в полной мере привлечь нового приятеля на свою сторону. Журналистика в те времена уже могла быть небезопасной. Чуковский, впрочем, к этому времени уже написал свои первые детские произведения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кто стал прототипом Доктора Айболита из знаменитой сказки Чуковского >>
Маршак довольно быстро завоевал популярность, как детский поэт, впрочем, Корней Чуковский ни в чём ему не уступал. Но при этом Маршак имел больший вес в издательском мире, так как сам организовал «Детгиз», занимался изданием детских журналов и активно убеждал серьёзных писателей творить для детей. Заболоцкий, Хармс, Каверин, Зощенко, Берггольц, - все они стали писать для подрастающего поколения.
Когда же авторов стали арестовывать в 1937, а фамилия самого Самуила Яковлевича оказалась в расстрельных списках, то сам Сталин сказал о том, что Маршак – хороший детский писатель. С тех пор его не смели трогать и даже дали квартиру в центре столицы. Вместе с тем Самуил Маршак теперь выступал в роли заступника других писателей.
Часто заступался он и за Чуковского, как только у него возникали проблемы, только делал это через Максима Горького. Отношения же между Маршаком и Чуковским сложились очень своеобразные. С виду казалось, что писатели дружны между собой. Однако на деле они нередко отпускали колкости и саркастические замечания в адрес друг друга.
В 1943 году издательство отказалось печатать сказку Чуковского «Одолеем Бармалея», а Маршак категорически отказался помогать коллеге. При чём и сам Корней Иванович считал своё произведение откровенно слабым, но в то же время искренне верил: Самуил Яковлевич не имел права отказывать ему в заступничестве из-за писательской солидарности.
Бывшие приятели остались настолько недовольны друг другом после этого инцидента, что даже не здоровались больше 15 лет. При этом они постоянно соревновались друг с другом, находя для соперничества самые невероятные поводы.
Им было важно опередить бывшего приятеля не только в количестве наград, популярности у читателей. Если у одного случалось несчастье, то второй старался показаться ещё более обиженным судьбой. Один позволял себе какие-то чудачества, второй уже на следующий день пытался удивить общественность каким-то невероятным поступком.
Когда Чуковский мучился бессонницей, он мог выть по ночам от сильнейшей головной боли и отчаянно бить себя по голове. Узнав об этом, Маршак тут же стал рассказывать о собственных приступах гнева, когда он от злости падает на пол и кусает ковёр.
Их чудачества усилились с годами, а попытки превзойти соперника доходили до абсурда. Оба успешных писателя сказывались неудачниками, боялись потратить лишнюю копейку и неизменно доказывали окружающим своё преимущество. Даже после смерти Маршака Чуковский в последний раз уколол своего противника: если Самуил Яковлевич определял свой психологический возраст пятью годами, то Чуковский назначил себе шесть лет.
Когда к власти пришли большевики, он уничтожил все свои прежние работы - стихотворения, посвященные еврейской культуре и городу Иерусалиму. Он выбрал «мир, открытый бессмертию», стал писать детские стихи и сказки, на которых выросло не одно поколение. Кто не знает его Робина-Бобина-Барабека, Рассеянного с улицы Бассейной, даму с багажом и маленькой собачонкой, Ваксу-Кляксу и азбуку в стихах? В ноябре 2017 Самуилу Яковлевичу Маршаку исполнилось бы 130 лет.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170719/43680/
Рупор будет свободен через:
3 мин. 24 сек.