Он родился в 1901 году в Швейцарии, в семье художника Джованни Джакометти. С самого детства Альберто увлекался рисованием и лепкой, заставляя близких часами позировать юному художнику, да и братья его – Диего и Бруно – переняли от отца любовь к искусству: один впоследствии стал скульптором, второй – архитектором. Художественное образование Альберто Джакометти получил в Женевской школе изящных искусств.
По классической и, пожалуй, устаревшей к тому времени традиции, он отправился в путешествие по Италии – знакомиться с шедеврами античного искусства и классиков Возрождения. Кстати, на уникальный стиль Джакометти, который впоследствии прославит его, оказала непосредственное влияние этрусская статуэтка «Вечерняя тень», хранящаяся в музее Вольтерры.
В 1922 году молодой швейцарец уже был в Париже, там он продолжал обучение в мастерской Эмиля Антуана Бурделя, ученика Родена, и получил доступ к ведущим мастерам авангарда – Бретону, Арагону, Бэккету, Миро, Пикассо, Эрнсту. Несмотря на приверженность учителя античным идеалам и вопреки собственной любви к реализму в искусстве, Джакометти начинает интересоваться новыми направлениями, которые диктует модерн. Это было модно, ново и демонстрировало возможность отказа от традиционных форм в пользу упрощения и абстракции. Помимо прочего, молодой художник видел в новых подходах возможность выразить подлинный облик окружающего мира, скрытого за привычной реальностью.
Этот же период был связан с погружением в «примитивное искусство» - Джакометти изучал произведения народов Африки и Океании, американских индейцев, общался в том числе и с учеными-этнографами. Простота и радость творчества – та основа, которую Джакометти видел в архаическом искусстве, вдохновляла и его самого – и откликом стали скульптуры «Пара», «Женщина-ложка», «Голова». Упрощение и выраженная геометричность не мешают увидеть в произведениях замысел художника – так, «Женщина-ложка», продолжая древнюю философию, несет в себе помимо эротической составляющей символ продолжения жизни – подтекст, весьма популярный в среде авангардистов, и в первую очередь – у приверженцев сюрреализма.
Идеи сюрреализма захватили Джакометти с начала тридцатых годов. Собратья по цеху, и прежде всего основоположник сюрреализма Андре Бретон, пришли в восторг от его «Подвешенного шара», подвижной скульптуры, одновременно чувственной и агрессивной.
«Шар» стал первым произведением из череды прославивших Джакометти: в течение «сюрреалистического» периода творчества швейцарец создал и другие культовые для того времени скульптуры – «Женщина с перерезанным горлом», «Сюрреалистический стол», «Дворец в четыре часа утра».
Один из циклов его работ в этот период составили «Скульптуры в клетке», где клетка не столько становится символом несвободы и пленения, сколько очерчивает собственное пространство, где человек может чувствовать себя защищенным.
Но уже в 1935 году произошел разрыв Джакометти с Бретоном и сюрреалистами – в том, что было им сделано в последние пять лет, художник видел «полный тупик». Одной из главных потребностей Джакометти всегда было стремление творить с натуры, что противоречило самой философии сюрреализма, отвергавшего ценность реальных моделей и предметов. С этого времени мастер обращает свои взгляды к гуманизму в искусстве, особо пристальное внимание уделяет изображению человеческой головы, наполняет свои произведения вопросами экзистенциального характера.
Безусловно, на философию и на творчество Джакометти огромное влияние оказала Вторая мировая война. Несмотря на то, что эти годы художник провел на территории нейтральной Швейцарии, ни о какой изоляции от внешнего мира речи не шло, он видел смерть и боялся ее.
В работах, которые создает во время войны скульптор, начинает воплощаться самая сущность бытия. Он отказывается от намеков эротического плана в своих произведениях и вообще исключает все плотское, оставляя только вытянутые, хрупкие фигуры, как будто изъеденные окружающей средой, полностью изолированные друг от друга. Чрезмерная удлиненность вертикалей скульптур подчеркивает и автономность разных частей человеческого тела.
Впрочем, не только человеческого – среди бронзовых скульптур Джакометти встречаются и фигуры животных. Знаменитая «Кошка» появилась благодаря домашней любимице его брата Диего, которая – «как солнечный луч» - умела проходить между двумя предметами, не касаясь их, идеально владея своим гибким телом.
Одиночество, уязвимость, деформированность – главные черты творений Джакометти, как результат его попыток увидеть что-то за гранью привычного понимания вещей, разглядеть и показать отражение истинной сущности человека в мире. И сам художник признавался, что лепит не человеческую фигуру, а отбрасываемую ею тень. И тут снова вспоминается та встреченная Джакометти в итальянском музее скульптура, именно тень и изображающую.
Джакометти любил работать с гипсом, когда почти из ничего, из пыли и воды, в мастерской появлялись воплощения его страхов, фантазий и снов. Потом на основе гипсовых заготовок он отливал уже окончательные варианты работ.
Большую часть жизни художник проводил в своей мастерской. «В основном я работаю ради эмоций, которые испытываю, только когда нахожусь в процессе созидания». Его натурщиками были брат Диего, которому Джакометти посвятил некоторые произведения, знаменитая в среде художников Изабель Росторн (Ламберт), а потом Аннет Арм, которую он встретил в 1946 году и на которой спустя несколько лет женился.
Первые бронзовые скульптуры, которые создавал Джакометти в сороковые годы, были невысокими, меньше семи сантиметров, и толщиной не превышающие гвоздя. А вот знаменитый «Шагающий человек», который в 2010 году был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную к тому времени цену, в высоту составлял уже 183 сантиметра.
В 1962 году «Шагающий человек» был представлен на Венецианском биеннале, и там же Джакометти был признан лучшим скульптором XX века. Скульптура изображает человеческую фигуру, с усилием совершающую шаги – обреченно, устало, из ниоткуда в никуда. Это произведение считается одним из наиболее ярких воплощений метафоры жизни. «Шагающий человек» - произведение, изображение которого размещена на купюре в сто швейцарских франков.
Другим рекордным «человеком» Джакометти стал «Указующий» - в 2015 году на аукционе «Кристис» эта скульптура стала самой дорогой за всю историю, окончательная стоимость составила более 141 миллиона долларов.
Да и при жизни художник был довольно востребован – среди его заказов, правда, невыполненных, была скульптура для нью-йоркской площади, состоящая из трех объектов. Его творчество пытались осмыслить в своих сочинениях современники и друзья, в том числе и литераторы. Скандальный писатель Жан Жене, которого с Джакометти связывали довольно близкие приятельские отношения, формулировал суть манеры скульптора как стремление «показать то, что останется от человека, когда исчезнет видимость». Писатель Франсис Понж видел в вытянутых скульптурах Джакометти «пафос предельного изнеможения», а Жан-Поль Сартр считал их воплощением экзистенциализма, образами, находящимися «между бытием и ничто».
Наследие Джакометти составляли не только скульптуры – на протяжении всей своей жизни он оставался верен живописи и рисунку, и создавал сотни таких произведений, в том числе выполняя заказы на портреты. По сути, его скульптуры и сами были чем-то вроде трехмерного рисунка. Творчество Джакометти после отказа от идей сюрреализма нельзя отнести к какому-либо стилю, да и нет в этом, наверное, необходимости.
Альберто Джакометти умер в 1966 году в Швейцарии, причиной смерти стала болезнь сердца. Вдова – Аннет Джакометти – посвятила свою жизнь каталогизации, описанию и сохранению наследия мужа, в которое вошло около пяти тысяч его произведений.
Со временем, считал художник, все скульптуры – и его тоже – превратятся в прах. И, даже зная это, нужно создавать их, наполняя жизнью. На вопрос о том, сколько жизни в работах Джакометти, пожалуй, лучшим ответом будет то, что их узнают по всему миру до того, как прочитают на табличке имя художника.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240519/43204/