Римская Империя развивала инфраструктуру Рима и других городов очень активно. Это касается и завоёванных земель, даже частично отдалённых. Были построены множество километров акведуков, виадуков, мостов, тоннелей, где они пролегали, а также и очень обширную систему дорог. На карте современной Европы эти дороги даже сегодня отражены очень чётко. Объём тех работ, который провели римские строители по истине уникален, и продолжался на протяжении веков. Рим не просто получал рабов и ресурсы из завоеванных территорий, а также и увеличивал масштабы своего строительства.
Как правило, все дороги были прямыми маршрутами и пролегали они между важными населенными пунктами. Они были связующими между множеством городов современной Италии и других завоеванных регионов, создав важные в политическом и экономическом аспекте центры.
Конечно, изначальная идея создания таких путей была для военных нужд. Но их также сразу же начали использовать торговцы для перемещения, а также путешественники. Хорошее дорожное покрытие только способствовало быстрому и комфортному перемещению. Это также не могло не оказать положительного влияния на экономический прогресс Империи. К сожалению, развитая система дорог также оказала и негативное влияние в будущем, поспособствовав быстрому завоеванию земель варварами. Когда Римская Империя пала, дороги также продолжили использоваться как минимум ещё тысячу лет. Они и сегодня используются, правда, сейчас многие их части покрыты асфальтом.
Римляне строили дороги по технологии многослойности. Каждый из слоёв имел своё название, и это было очень не простое дело. Самый нижний был основой. Он состоял из щебня и гравия, дальше шли более крупные камни, а самый верхний слой был в основном из гладких и прочных камней. Они было плотно и аккуратно сложены для обеспечения хорошего дренажа и удобства при передвижении.
Почему же в древности строители выбрали и применяли везде именно подобную конструкцию? Кроме того, чтобы обеспечить наибольшую прочность и долговечность дорог, слои также могли быть неким символом. Так они служили бы отражением разнообразных аспектов римского общества и культуры.
Несмотря на то, что в Италии всегда тепло, есть регионы с изменчивым климатом и римские строители также адаптировали дороги под него.
Есть ряд регионов, где для строительства использовались дополнительные дренажные каналы. Они нужны были, чтобы предотвратить размытие дорог. Для других предусматривались специальные подъемы, защищающие города от наводнений, потому и методы строительства всегда были разными. Можно выделить несколько основных.
Когда местность была неровной, уровень дороги повышался специально и достигался благодаря созданию выемок, оттуда же бралась земля для засыпания ненужных ям. Ненужные возвышения срезались, либо наоборот. Если были места где грунт оседал, для укрепления дорог применялись специальные подпорки. А все материалы для строительства, как правило, добывались в окрестностях.
Статум — это основа дороги, а конкретнее — необработанные каменные блоки, которые были фундаментом, а также дренажом в промежутках плит.
Рудус — это щебень или обломки камней, а также слой песка, гравия, который укладывался следующим слоем и служил для выравнивания поверхности.
И верхняя поверхность, которая была уже выполнена из мелкого хорошего песка, извести либо земли. Слой должен был быть мягкий, но при этом и прочный. Все эти слои выкладывались вручную на протяжении многих тысяч километров.
Местные ресурсы тоже разнились, потому и разнился материал и методы строительства. А для того, чтобы все дороги были такими же качественными, римлянам было необходимо очень хорошо знать географию, а также все природные материалы. Историки пытаются понять, как те могли узнать обо всех имеющихся ресурсах и климате, а также происходящих изменениях наперёд.
Иногда можно встретить и дороги, у которых более ровное покрытие. В таких дорогах, как правило, имеются колеи вдоль каменной мостовой. Это водосток, но его наличие не обязательно для климатических условий Древнего Рима. Ведь малое количество дождевой воды должно бы было легко уходить сквозь щели камней. Потому ученые полагают, что это колеи для иных целей. Словно это было сделано не для отвода воды, а потому, что камень был пластичен, словно бетон, и подобные углубления появились из-за того, что по пока ещё не застывшему камню кто-то проехал.
Есть иная версия их появления — это было сделано при укладке самого покрытия, повозки ехали по бетону, пока не застывшему, и за ними образовывалась колея. Потому что проходит она не по всей длине дороги. Это места, которые почему-то забыли покрыть также бетоном сверху. Подобные вмятины можно наблюдать в разных местах, даже не в Италии, а, например, в Чуфут-Кале, находящемся в Крыму.
На дорогах также отмечаются специальные, так называемые «пешеходные переходы». Они обозначен высокими камнями, но историки сомневаются, что для пешеходов подобное было удобно. Есть версии, что это было сделано для того, чтобы ограничить высотку и ширину повозок, которые могли проезжать по дорогам. Однако нет достаточно достоверных сведений, что существовали повозки с очень высокими колёсами, которым было бы запрещено проезжать по мостовой.
Источник: https://novate.ru/blogs/151224/71682/