Этот предмет искусства — сплошное противоречие и парадокс. Он привлекает своей сказочной красотой и соблазняет своей роскошью. Великолепный футляр, изготовленный из чистого золота в 22 карата, помещён на подставку с тремя ножками, каждая из которых украшена обезьяной с крыльями. Замысловатый узор поражает искусностью исполнения, а мифические существа, изображённые на нём, включают единорогов, грифонов и крылатых обезьян. Крышку венчает фигурка царственной птицы. Внутри хранится настоящая драгоценность.
То, что скрывается внутри, действительно интригует. Открыв роскошный золотой футляр, глазам открывается неожиданное зрелище: простой буровато-коричневый камень, покрытый позолотой. Этот камень имитирует желчный камень животного, например козы или антилопы, смешанный с шерстью и другими органическими материалами.
Эти предметы называют камнями Гоа. Названы они в честь мест, где были изготовлены португальскими монахами-иезуитами в конце 17 века. Представляют они собой искусственную версию безоаров (желчных камней жвачных животных). Считалось, что они обладают лечебными свойствами и являются мощными оберегами от злых сил. Эти камни заключали обычно в богато украшенные драгоценные контейнеры из золота или серебра, и экспортировали в Европу. Честь обладать ими принадлежала лишь самым высокопоставленным представителям европейской аристократии.
В музее Метрополитен хранится золотая ёмкость яйцевидной формы, вмещающая этот загадочный камень. Состоит она из полусферических половин, каждая из которых покрыта слоем чистейшего ажурного листового золота тонкой работы. На поверхность арабески наложена стрельчатая решетка, на которой изображены различные животные. Этот экземпляр был привезён в Англию в 18 веке одним британским офицером Ост-Индской компании.
Эти безоаровые камни обычно представляли собой смесь органических и неорганических материалов, включая безоар, ракушки, янтарь, мускус, смолу и измельчённые драгоценные камни. Камень служил не только талисманом, но и считался мощным противоядием. При возникновении такой необходимости, его скоблили, а порошок проглатывали с чаем или водой.
Более всего учёных всегда поражал столь резкий контраст между экстравагантным, невероятно роскошным внешним видом и очень скромным содержимым. Оно бросает вызов восприятию, напоминая всем о том, что искусство часто скрывает в себе весьма глубокий
и в то же время простой смысл. Этот прекрасный шедевр, с его манящей двойственностью, заставляет задуматься о загадочном мире, который он скрывает внутри, мире, где тесно переплетаются красота и интрига.