Американский писатель Вашингтон Ирвинг написал об этом коварном месте такое эссе: «Горе тому неудачливому кораблю, который отважится попасть в его лапы». На протяжении столетий этот канал становился ловушкой для судов. Моряки отваживались на его пересечение ради экономии нескольких дней пути. Иногда цена такого сокращения пути оказывалась непомерно высокой.
Ист-Ривер берёт свое начало от гавани Нью-Йорка, по одной стороне которой находится Манхэттен, а по другую — сначала Бруклин, а затем Квинс. На острове Рэндалла река разделяется. На западе она переходит в реку Гарлем, которая огибает верхнюю часть Манхэттена и впадает в Гудзон. Он, в свою очередь, соединяется со всем проливом Лонг-Айленд, но легко упустить из виду, что это соединение осуществляется только через один узкий канал. Каждый раз, когда прилив меняется, Атлантика прокладывает себе путь через этот проход в том или ином направлении, а разлив реки Гарлем только усиливает этот хаос.
Количество воды просто огромно, а Врата ада очень узкие, а это делает скорость течения невероятно быстрой. Даже в спокойные дни вода здесь просто кипит. Водовороты усиливаются ветром, а когда он дует против течения, то вода бурлит ещё больше. Это сейчас. Историки и морские инженеры говорят, что раньше всё было ещё хуже. Сегодня многие острые большие камни убрали, чтобы облегчить навигацию судов, а раньше это было настоящее минное поле.
По оценкам экспертов, в 1850-х годах примерно один из 50 кораблей или лодок, пересекавших Врата Ада, был либо сильно повреждён, либо затоплен. Это место является настоящей братской могилой.
Врата Ада — место последнего пристанища буквально сотен кораблей. Большинство из них забыты, но один продолжает очаровывать и захватывать воображение уже нескольких поколений авантюристов. Дело в том, что исследователи говорят, что в месте, где водоворот, скрывается судно с несметными сокровищами.
На протяжении двух с половиной веков многих людей волнует судьба корабля времён Войны за независимость, затонувшего здесь. Говорят, что он был доверху нагружен золотом. Чего только не предпринимали, чтобы его обнаружить! Сегодня, наверное, нет технологии, которую не успели опробовать в поисках предполагаемого сказочного сокровища.
Заветный корабль был фрегатом Королевского флота, прибывшим в оккупированный британцами Нью-Йорк во время Войны за независимость в ноябре 1780 года. Судно под названием «Гусар» перевозило зарплату британских солдат в золотых монетах. Проходя через Врата Ада, оно наткнулось на один из острых валунов. Пробоина была столь велика, что корабль очень быстро ушёл на дно.
Информации об этом крушении весьма мало. По сей день неизвестно, сколько членов экипажа погибло, если таковые вообще были. Кроме того, есть сведения о том, что на борту было около 60 американских военнопленных и все они ушли на дно вместе с кораблём. В новостных статьях и документах Королевского военного трибунала того времени почему-то нет ни слова о золоте. Несмотря на это, охота за сокровищами никогда не утихала. Как официальные власти, учёные и археологи, так и авантюристы всех мастей не прекращали попыток отыскать этот морской клад. По различным данным он оценивается в сумму от 1 до 5 миллионов долларов США.
По мере развития подводных технологий, развивались и поиски корабля с сокровищами. В воды канала ныряли дайверы, но без особого успеха — Врата ада были достойным противником. К сожалению, всё, чем могут похвастаться на сегодняшний день охотники за сокровищами — это парочка артефактов с корабля, включая якорь, человеческие кости в кандалах и несколько золотых монет XVIII века. Конечно, вся эта добыча — это совсем не тот улов, на который рассчитывали искатели кладов и археологи.
Многие считают корабль просто мифом, но ведь он действительно был. Просто, как говорят учёные, воды канала за эти годы очень сильно изменили ландшафт морского дна. Определить местонахождение судна сейчас абсолютно невозможно — за прошедшие столетия течение разнесло его обломки в разных направлениях. Сегодня очень трудно предсказать, каким будет следующий этап этой многовековой охоты за сокровищами, но, скорее всего, в той или иной форме она продолжится.
Врата ада продолжают бережно хранить свой захватывающий секрет, а число желающих найти остатки корабля с золотом не уменьшается. Несмотря на огромное количество басен, окружающих историю этого судна, его крушение — это факт и, возможно, когда-нибудь найдётся счастливчик, который победит Врата ада.