Зарегистрировано — 123 774Зрителей: 66 832
Авторов: 56 942
On-line — 11 122Зрителей: 2167
Авторов: 8955
Загружено работ — 2 130 417
«Неизвестный Гений»
Новости
Как в прошлом изготовляли долговечные корабли без гвоздей, и почему потом от этой технологии отказались
Кораблестроение насчитывает не одну тысячу лет истории, и технологий создания судов за это время было придумано немало. Но рассматривая ещё древние вехи этого занятия, интерес представляет тот факт, что на протяжении столетий корабли делали без единого гвоздя - их тогда ещё просто не придумали. И ведь умудрялись делать долговечные суда, значит, технологии были отработаны. Правда, как только гвозди стали применяться массово, от прошлых лайфхаков быстро отказались.
Справедливости ради, технологий строительства чего-либо без использования гвоздей сохранилась масса, и образцы некоторых из них мы наблюдаем до сих пор, например, в архитектуре. Однако с кораблями история совсем другая: ранее так делались повсеместно, а сегодня одни подобные древние способы практически забыты, а другие и вовсе утеряны в истории.
А ведь даже для деревянных судов эти технологии можно было применять, потому что они действовали - вон, шедевры древних зодчих до сих пор ставят в пример.
Проблема заключается в самом процессе изготовления. В древнерусской традиции, особенно на Севере, в лексике сохранилось упоминание о такой технологии - это термин вица, или другая его версия - вичка. Суть её в том, что за неимением гвоздей кораблестроителям прошлого приходилось использовать другие подручные материалы - прежде всего, корни или ветки некоторых видов деревьев, преимущественно молодой березы, ивы, черемухи, ели либо можжевельника, из которых в итоге делали нечто вроде верёвок.
Для этого корабелы брали деревья, высота которых варьировалась в пределах 2-3 метров. Стволы и ветки очищали от коры и отправляли к огню: так как растения брались молодые, в них было много соков, и это позволяли древесине относительно легко размягчаться. Затем оставалось обкрутить подготовленной древесиной палку, чтобы на выходе иметь веревку - ту самую вицу. В отечественной истории эта технология применялась для строительства малых деревянных судов, например, «вичанок» или шняков и кочмаров.
У древней технологии вицы было несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, она не требует ряда каких-то сложных инструментов или оборудования - фактически нужна древесина, костёр и умелые корабелы. Во-вторых, технология изготовления судов или лодок по этому типу не отличалась многоэтапностью, а потому не нужно было тратиться на перевозку элементов корабля, ведь большую часть строили буквально на берегу. И, в-третьих, самое главное: по информации редакции novate.ru, вица отличалась высокой прочностью и износостойкостью, так как медленно гнила.
Вот только в схватке с гвоздями и похожими крепёжными элементами из металла, вица однозначно проиграла. Прежде всего, похоронила старый лайфхак его затратность по труду: уж слишком сложной физически и долгой по времени была такая работа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда стали распространяться те же гвозди, значительно упростившие любой строительный процесс, корабелы тоже быстро взяли это на заметку, а вица и её вариации постепенно ушли в историю.
Сегодня встретить технологию изготовления корабля без использования гвоздей довольно трудно, ведь многие из них вообще оказались забытыми. Например, современные реплики древнерусской вицы в открытом доступе фактически отсутствуют, сохранилось разве что пару аутентичных экспонатов в музеях. Впрочем, есть и исключения, например, в виде модификаций ближневосточного парусника дау, или дхау - вот их порой до сих пор делают по-старому, без единого гвоздя.
Источник: https://novate.ru/blogs/091224/71703/
Комментарии:
Нет комментариевПрисоединяйтесь