Картины Zooma стали появляться на московских улицах 7-8 лет назад. Считается, что первой из них была сцена из «Криминального чтива» Тарантино – художник изобразил главных героев Винсента и Джулса идущими с селфи-палками: те фотографируются на свои смартфоны.
Делая акцент на том, что он не вандал, а именно творец, Zoom старался по возможности рисовать не на стенах жилых домов, а на будках, щитовых, выселенных зданиях, хозпостройках и так далее.
Одни его картины – лирические (как, например, Василий Шукшин с березкой, которую художник «сделал» из водосточной трубы). Другие – просто смешные (взять хотя бы знаменитую троицу Гайдая, к которой Zoom «подселил» Уму Турман из «Криминального чтива»). Были у него и острополитические работы, критикующие власть, и просто креативные, как, например, Шерон Стоун на стене будки, изображенная сидящая в своей знаменитой позе. В районе причинного места актрисы – коробка пожарного гидранта.
Москвичам нравилось, как Zoom обыгрывает известные художественные полотна или сцены из знаменитых советских фильмов, вписывая их в современную реальность. Так, например, в пандемию на одном из зданий появилась управдом из «Бриллиантовой руки» (Нонна Мордюкова) в сопровождении штурмовиков из «Звездных войн» (напомним, в фильме управдом шла под руки с советскими дружинниками).
Особенно любили горожане портрет героя фильма Тарковского «Ностальгия», которого сыграл Олег Янковский. По сюжету он держал горящую свечу, прикрывая её плащом. Zoom мастерски нарисовал портрет актера, причем так, что в том месте, где должна была находиться свеча, оказалась выемка в стене. Это было сделано для того, чтобы горожане могли ставить в эту нишу настоящую свечку. В итоге получилось непередаваемо. На некоторых своих работах Zoom оставлял подпись: «Пожалуйста, будьте добрее».
К тому, что его уличные творения долго не живут, художник относился легко и даже с юмором. Он шутил, что все коммунальщики и полицейские Москвы, судя по всему, подписаны на его аккаунт в социальной сети и с нетерпением ждут, где же на этот раз появится очередная картина, которую можно будет замазать краской. Некоторые работы были очень провокационны, так что не только за сам факт разрисовывания зданий, но и тематика могли обернуться вызовом полиции.
Художник сетовал на то, что на улицах Москвы нет свободы для мастеров стрит-арта, считая их очень унылыми. Выбирая же тематику советских фильмов, он объяснял это тем, что при политических разногласиях горожан у всех есть общее прошлое, и это культура. Он верил, что она может объединить даже тех, кто друг друга ненавидит.
По масштабу таланта и силе влияния на аудиторию его сравнивали со знаменитым коллегой, британцем Бэнкси (известно, что они почти ровесники, и тот тоже всегда рисовал инкогнито), но сам Zoom не был согласен с таким сравнением, считая, что пока не достиг его уровня. Он вообще не считал себя великим, называл обычным деятелем поп-культуры, уличным дизайнером, но никак не художником в полном смысле этого слова, признавая, что до Ван Гога ему далеко.
Поклонники мастера под загадочным именем Zoom не знали, кто скрывается за этим псевдонимом, и поэтому о художнике ходило множество слухов. Кто-то даже считал, что Zoom – важная птица. Мол, это некий толстосум или даже крупный чиновник в возрасте, живущий в элитной квартире в центре Москвы, который так вот самовыражается. А свое имя, дескать, он скрывает потому, что оно очень известно. Но некоторой информацией он все-таки однажды поделился. Оказывается, он раньше занимался бизнесом и работал в банке, о чем Zoom обмолвился в своем единственном интервью.
О личности художника никто ничего не знает до сих пор, разве что кроме самого узкого круга лиц. Также известно, что он был близко знаком с опальным в России режиссером Кириллом Серебрянниковым, для театра которого в свое время нарисовал картину.
Именно режиссёр сообщил в конце мая о том, что таинственный уличный художник погиб, очень огорчив этой новостью его поклонников и наверняка обрадовал коммунальщиков и полицию.
В народ просочилась информация, что Zoom в последнее время находился в депрессии. Всё, что происходит вокруг, его угнетало, и он даже изобразил на одной из своих уличных картин оторванную камеру видеонаблюдения, сопроводив ее подписью «устал на это смотреть». Говорят, что он умер не в результате несчастного случая, а свел счеты с жизнью.
По интернету же до сих пор гуляют фотографии картин Zooma, которые прохожие и профессиональные фотографы успели запечатлеть для истории. Если пройтись по Москве или Питеру, ещё можно увидеть некоторые его работы, но их становится все меньше. Возможно, в ближайшее время они исчезнут совсем.
Текст: Анна Белова