Такие массивные и по истине величественные мостовые сооружения, всегда имели отличительную черту — их протяженность действительно была очень большой, а опоры поистине невероятных высот для конструкций прошлых эпох. Однако, такое массивное строительство вполне себя оправдывало, и в особенности тогда, когда оказывалось очень целесообразно, либо при ситуациях, где просто невозможно создать любого рода насыпь. Такого рода технологии начали использовать довольно давно, ещё в период существования Древнего Рима, в нём были созданы ключевые транспортные артерии, а также важные системы водоснабжения городов, названные — акведуки.
Для того, чтобы снабдить большие города Древнего Рима необходимой питьевой водой, была проведена целая система водопроводов. И виадуки оказались неотрывно связаны с акведуками (тип водопровода, в виде канала или трубы). И уже к началу третьего века в самой столице — Риме, было построено и запущено в эксплуатацию одиннадцать акведуков. По ним доставлялась вода для жителей, а бралась она из Альбанских озер, а также природных источников, из долины Анио. Если посчитать протяженность той старинной системы, то ученым удалось прийти к выводу, что она достигала четыреста километров, а тот объём воды, который через неё проходил на протяжении дня насчитывал более миллиона кубометров.
В целом сами виадуки были нужны для того, чтобы можно было преодолеть сложные рельефы местности в тех местах, где необходимо было поддержание нужных высот. Для создания таких конструкций требовалось не мало высокого уровня инженерного мышления. В конструировании виадуков использовалось много арок, они позволяли максимально равномерно распределить всю нагрузку моста, что обеспечивало долговечность.
Пуццолановый бетон — материал из которого в основном и строились виадуки в Древнем Риме. Это была некая смесь цемента, а также извести и вулканического пепла, который получали после извержений вулканов. Он имел достаточно преимуществ, таких как высокая прочность и устойчивость к воздействию самой воды. И был практически идеальным решение при строительстве виадуков. Именно потому множество этих старинных конструкции так хорошо сохранились до наших дней. И не просто в качестве отдельных частей, а в отличном состоянии смогли продержаться на протяжении нескольких веков.
Сами же аквидуки — трубопроводы, были размещены внутри этих арочных пролётов виадуков. Это позволяло хорошо защитить их от различных загрязнений и попадания осадков. И этот этап проектирования, и в дальнейшем строительства был очень важным. Для того, чтобы правильно построить всю конструкцию и сделать её устойчивой, были использованы сваи. А прокладка опор внутри туннелей в горных районах требовала высокой точности.
Они были по истине выдающимися достижениями Римской Империи. С их помощью вода транспортировалась на огромные для того времени расстояния. Также ученые отдельно отмечают мастерство каменной кладки, они были не только функциональными, но и сейчас считаются очень эстетически привлекательными.
В двадцать первом веке ими уже никто не пользуется, старинные виадуки пытаются сохранить для истории архитектуры. И если выделять самый значительный на территории современной Италии виадук, им будет — Аква Аппия. Он был построен в 312 году до н.э. по приказу консула Аппия Клавдия Цека. И был основным источником пресной воды для Рима и его близлежащих территорий.
В Древнем Риме в какой-то момент появились проблема обсечения большого города пресной водой. Это стало актуальным из-за растущего населения и развития городской инфраструктуры. Тогда инженеры и архитекторы стали разрабатывать проект этого выдающегося виадука. По нему должны били осуществлять транспортировку воды из природных источников, которые располагались в значительном удалении от города. Так Аква Аппия стал первым из водопроводов и уже по нему были построены остальные виадуки Рима.
Для построек того времени, он был достаточно длинный — более шестнадцати километров. И воду для него брали из источников в районе Аваллона. А кроме сложного строительства и использования множества арок, также были внедрены и специальные фильтрационные систем, чтобы обеспечить чистоту воды. За день система акведука обеспечивала город семидесяти пятью тысячами кубометров пресной воды. Это было важно для улучшения как санитарных условий, так и качества жизни для граждан Рима.
Также проектирование виадука положило начало и строительству легендарной Аппиевой дороги. Она стала путём соединяющим Рим с южными регионами Италии. Что в свою очередь увеличило мощь Римской империи и позволило ему развиваться и далее.
Аква Аппия брала начало в районе природных источников ручья Анио, он был левым притоком мощной и самой большой реки Тибор. И находился на востоке, в Порте-Маджоре, а заканчивался у Бычьего форума. Он практически полностью находился под землей, но всё же были участки и на поверхности, это расстояние между Целием и Авентином. И сделано так было в целях безопасности, чтобы не привлекать к конструкции врагов, и чтобы те не имели намерений атаковать водопровод. В те времена империя вела Самнитские войны.
На протяжении множества лет, акведук функционировал и его постоянно чинили, а в места поломки даже реставрировали. Занимались этим выдающиеся люди, такие как Квинт Марций, Агриппа и император Август. Император даже успел при жизни достроить к нему один новый канал, что добавило системе подпитки и увеличения поступаемой по нему воды.
К сожалению, после того, как Римская Империя пала, множество технологий были полностью утрачены и жителям пришлось использовать в качестве источника воды колодцы. Из-за большого потока добываемой воды, начинали перегружаться подземные воды, то есть истощаться и в последствии загрязняться.
Однако, лишь в девятнадцатом веке снова возрос интерес к сохранившимся постройкам древности. А благодаря развитию новых технологий, появилась возможность восстановить старые виадуки. Эти сложные системы водоснабжения снова начали функционировать по своему назначению.
Однако, всё же именно Аква Аппия была спроектирована идеально и даже сейчас отличается высокой инженерной точностью и мастерством. Это не просто важное сооружение, но и памятник архитектурной моды того времени. Конечно, на протяжении своего существования его не раз дополняли новыми пристройками, улучшали, ведь он был очень важен для города.
Источник: https://novate.ru/blogs/141124/71414/