Зарегистрировано — 123 411Зрителей: 66 499
Авторов: 56 912
On-line — 15 503Зрителей: 3036
Авторов: 12467
Загружено работ — 2 122 834
«Неизвестный Гений»
Новости
Сокровища гималайского искусства: Древние шедевры, объединившие духовность и эстетику
Термин «Himalayan art» как правило, относят к произведениям из регионов, где присутствует практика тибетского буддизма, в результате чего сложилась гибридная культура, сочетающая в себе влияние Центральной и Западной Азии, Индийского субконтинента и Китая. Непал был в равной степени переплетён с буддийскими и индуистскими традициями и их религиозными образами, создавая произведения североиндийской эстетики, религиозного искусства и росписи на одежде. Расписные рукописи, бронзовое литьё и храмовые скульптуры характеризуют художественное производство в Кашмире, большая часть которого была создана на службе доминирующим религиям региона буддизму и индуизму.
Объекты почитания
Гималайское искусство — относительно новая область культурных исследований на Западе, и в последние годы вызвало интерес и было представлено на нескольких важных выставках, включая «Шедевры: путешествие по гималайскому искусству» и «Врата в гималайское искусство», которые в настоящее время демонстрируются в музее Рубина. Музей Рубина также является организатором проекта «Himalayan art», междисциплинарного ресурса, посвящённого искусству и культурам Тибета и Внутренней Азии.
Большинство произведений гималайского искусства, которое было создано до ХХ века, имеет религиозный характер. Наиболее распространёнными видами творчества были картины на ткани или бумаге, называемые кутханг, настенные росписи, бронзовые и глиняные скульптуры, зеркала для гадания и карты посвящения, или цакли. Эти произведения искусства использовались как объекты почитания, для наставлений о пробуждении и как руководства для медитации. Самые впечатляющие работы чаще всего демонстрируют высочайший уровень мастерства и были сделаны преимущественно для медитативных сеансов и монастырей. Публичное искусство представляет собой огромные статуи, предназначенные для молитв в залах и тханки, созданные специально для религиозных праздников. Тханка, или переносные картины, можно было сворачивать в рулон, и их часто вешали на стены во время фестивалей. Они были либо нарисованы в технике гуаши на хлопке, либо выполнены в технике декоративного рукоделия, с добавлением дополнительной росписи позже.
Цакли обычно представляли собой небольшие, напечатанные или раскрашенные на ткани изображения, аккуратно наклеенные на оборотные стороны карточек с простыми изображениями священных фигур. Они использовались монахами для обучения или защиты и освящения различных мест и предметов. Сегодня сохранилось лишь небольшое количество настенных росписей; они были нарисованы поверх слоёв, похожих на штукатурку, и демонстрировали те же темы и техники, что и тханка.
Скульптуры обычно изготавливались из металла, такого как бронза, и часто были позолочены. Некоторые скульптуры также были раскрашены, и в них были вставлены драгоценные камни. Более распространённые скульптурные материалы, такие как дерево, не так часто использовались в гималайском искусстве, хотя на некоторых деревянных дверях в монастырях была фигурная резьба. Большинство скульптур использовалось для алтарей и молитвенных залов. Большинство художников были монахами, в то время как миряне были искусны в прикладном искусстве и часто создавали украшения по образцам священнослужителей. Большинство имён ведущих художников со временем были утеряны, за исключением нескольких, таких, как Кармапа и Занабазар (Дзанабадзар).
Среди увлекательных произведений искусства Будда на Космической горе, Кашмир, около 720 года; Тара, защищающая от Восьми Великих страхов из монастыря Ретинг, центральный Тибет, около 1056-1189 годов; фрески Гонгкар Чоде, монастырь Гонгкар Чоде, центральный Тибет, 1464-1476 годы; и портрет Ситу Панчена, монастырь Пелпунг, восточный Тибет, около 1760 года. Изображения в гималайском искусстве в высшей степени символичны и передают смыслы, связанные с религиозными концепциями и практиками. К наиболее узнаваемым относятся изображения Будды и различных божеств с формализованной иконографией.
Символы и важные фигуры
Иконография гималайского искусства богата и детализирована, причём каждый сегмент изображения имеет символическое значение и функцию. Среди важных фигур, появляющихся в религиозных образах Будды: бодхисаттвы, гневные божества, а также люди, включая учеников Будды, мастеров и учителей. Среди наиболее узнаваемых фигур — просветлённые существа с удлинёнными мочками ушей и пучком волос, чаще всего изображаемые в позе лотоса. Историческим Буддой считается Сиддхартха Гаутама. Бодхисаттвы — это пробужденные существа, которые могут быть мужчинами или женщинами, изображаемые украшенными драгоценностями и коронами. Считается, что они помогают другим достичь просветления.
Гневных божеств легко узнать по их выпученным глазам, клыкам, гирляндам из отрубленных голов и пылающим волосам. Они считаются защитниками буддийских учений.
Тантрические божества — это ещё одна группа просветлённых фигур, описываемых в религиозных текстах или тантрах. Обычно у них много голов, ног и рук, символизирующих различные способности, которыми они обладают.
Бодхисаттвы и тантрические божества также изображались в виде мирных или гневных женщин. Помимо божеств, в гималайском искусстве также стандартизированы определённые позы фигур, начиная от знаменитой позы лотоса или ваджры, связанной с медитацией, поз стоя и танца, позы царственной непринуждённости и стойки лучника. Жесты рук в равной степени полны символизма: правая рука в жесте дарения символизирует исполнение желаний и благословений; прикосновение к земле означает призыв Будды засвидетельствовать своё просветление; а руки, образующие форму колеса, означают «вращение колеса дхармы» или преподавание доктрины Будды.
Среди различных предметов и приспособлений, характерных для этой культуры, ваджра, ритуальный скипетр; кинжал с тремя лезвиями для тантрических ритуалов; капала, чаша из черепа, символизирующая разум; мандала, инструмент для направления людей к просветлению; и кхатванга, тантрический посох, атрибут тантрических божеств, среди прочих.
Формы пробуждения
На выставке в Саратога-Спрингс представлены традиционные буддийские работы из Тибета, Непала, Кашмира, Индии и других мест, на которые оказала влияние эта культура, наряду с современным искусством Nyema Droma, Tenzin Phuntsog и Palden Weinreb. Шоу основано на пробуждении, центральной концепции буддийской мысли, относящейся к событиям, в ходе которых сознание открывается истинному знанию и свободе. Это раскрытие является фундаментальным в буддийском мышлении, и само слово «Будда» переводится как «пробуждённый».
Работы из Гималаев ранее были представлены на нескольких важных выставках, таких как «Через общие воды: современные художники в диалоге с тибетским искусством» из коллекции Джека Шира в Музее искусств колледжа Уильямса. Гималайское искусство открывает новые идеи и способы мышления, а видение объекта в новом контексте может вызвать абсолютно разные смыслы и вдохновить на учения. Выставка разделена на три сегмента — ландшафт, архитектура и тело, демонстрирующие, как различные артефакты могут предупредить нас о тех аспектах реальности, которые остаются незамеченными.