Зарегистрировано — 123 520Зрителей: 66 586
Авторов: 56 934
On-line — 7 012Зрителей: 1348
Авторов: 5664
Загружено работ — 2 125 207
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему в СССР был запрещен «король русской песни» Борис Рубашкин - кумир европейцев, забытый в России
Около полутора лет назад в Австрии на 90-м году жизни умер Борис Рубашкин – золотой оперный баритон, которого называли «королем русской песни». Те немногие российские меломаны, что еще с советских лет знали об этом выдающемся певце, передавали из уст в уста байки и мифы о Рубашкине, и далеко не вся информация была правдой. Приведем 5 интересных фактов об этом несправедливо преданном забвению артисте.
1. Он родился и жил не в России
Борис Рубашкин родился в Софии в семье русского эмигранта, происходившего из семьи донских казаков, и болгарки. Предки Бориса по отцовской линии в России были казачьими атаманами и поэтому носили черные рубашки, отчего и получили фамилию – Чернорубашкины. Уже после обретения Борисом популярности фамилия была сокращена им до «Рубашкина» – для простоты произношения в европейской среде. Мальчик рос талантливым и свободолюбивым, профессионально занимался танцами. В семье его отец строго чтил традиции русского казачества. Повзрослев, Борис уехал из социалистической Болгарии в Чехословакию, а затем и в Австрию, поступив в Венскую консерваторию. Именно в Европе он прославился как золотой оперный голос и король русской песни и обрел большую популярность.
В его репертуаре были знаменитые «Из-за острова на стрежень», «Чубчик», «Подмосковные вечера», «Вечерний звон», «На позицию девушка….». Он выступал на сцене Венской оперы, играя в «Борисе Годунове», «Кармен» и других знаменитых постановках. Пел в должности баритона в Зальцбургской опере, а в более преклонном возрасте выступал в дорогих ресторанах.
2. Сначала он был самоучкой
Рубашкин не сразу стал учиться вокалу профессионально. Более того, в Европе он занимался не вокалом, а танцами, причем жил с молодой женой и маленькой дочкой в нужде. В Австрии первое время ему пришлось работать на заводе. Но однажды знакомый пригласил его в знаменитый русский ресторан «Жар-Птица» и, захмелев, предложил спеть вместе с ним под живую музыку. Когда Рубашкин запел, все, в том числе его знакомый, пришли в шок: у него оказался необычайно красивый и мощный голос. Директор ресторана тут же предложил ему работу в заведении с высокой зарплатой и даже квартиру.
Именно в ресторане Рубашкина однажды заметила профессор из Венской консерватории и предложила учиться у на ее курсе оперному пению.
3. В СССР его считали предателем родины
Несмотря на то, что Рубашкин превосходно исполнял русские песни, и они звучали на многих главных европейских сценах, и несмотря на то, что ему рукоплескали тысячи восторженных зрителей, в самой России (точнее – в СССР) о нем мало кто знал. Зарубежного баритона слушали только истинные меломаны. Более того, песни Рубашкина почему-то официально были запрещены и за хранение его записей реально могли дать тюремный срок. В народе был распространён миф о том, что Борис Рубашкин – советский певец, предавший Родину. Мол, жил и работал он в СССР, но однажды оказался на гастролях за рубежом и решил не возвращаться в Союз. Говорили также, что он оказался никому не нужен на чужбине и поёт там в кабаках. Его называли неблагодарным невозвращенцем, сбежавшим из родной страны, и даже агентом американских спецслужб.
Советская пресса его игнорировала, и лишь однажды о Рубашкине охотно написали в московской газете – когда на его концерт с музыкантами в Европе явились какие-то активисты, решившие, что это выступление советских пропагандистов, и закидали выступающих помидорами. Это было просто недоразумение, в итоге всё разрешилось и хулиганов задержали, но советская пресса преподнесла этот случай как заслуженное фиаско «певца-предателя».
4. Он был готов совершить суицид
Когда, живя в Праге и мечтая о большей свободе, молодой певец с женой (она, как и его мать, была болгаркой) решил эмигрировать в Австрию, они пошли на отчаянный шаг. Супруги пересекли границу по краткосрочной визе и сразу заявили, что просят в капстране политического убежища.
Их долго проверяли спецслужбы на предмет того, не советские ли они шпионы, и пока длилась эта изнурительная проверка, Рубашкин и его жена договорились, что в случае, если им откажут и депортируют обратно в Болгарию, они покончат с собой. Жить в несвободной (по их убеждению) социалистической стране для Рубашкина и его жены было смерти подобно.
5. Он все-таки побывал на родине предков
Когда стал падать железный занавес, имя Рубашкина в СССР перестало ассоциироваться с предательством и «вражеским Западом». Однажды на мероприятии в венском ресторане знаменитый певец познакомился с директором Госконцерта Панченко. Тот тут же предложил Рубашкину гастроли в СССР, и Борис охотно согласился. Советский режим Рубашкин не поддерживал, но, во-первых, он очень любил саму по себе Россию и ее культуру, во-вторых, с детства мечтал побывать на родине своего отца и деда, а в-третьих, это уже была не закрытая авторитарная страна: режим в Советском Союзе стремительно менялся.
Во время гастролей Рубашкин побывал не только в Москве и Ленинграде, но и в Одессе, Тбилиси, Кишинёве. Когда он выступал в СССР, на глазах его стояли слезы, а советские зрители, открывшие для себя такого замечательного певца, устраивали ему овации. Очередь за билетами на его концерты занимали с вечера.
Рубашкин побывал и в родном казачьем селе, где жили его предки и откуда когда-то уехал в Болгарию его отец. В 1992 году «король русской песни» снова побывал в России и даже успел поработать в Омском государственном музыкальном театре, поставив там оперу Пуччини «Богема».
В последующие годы он неоднократно приезжал в РФ, однако нельзя сказать, что власти стремились дать ему зеленый свет на российскую эстраду. Опубликовать его мемуары российские издатели тоже не горели желанием. Рубашкин так и остался певцом-чужаком, представителем «эмигрантской культуры», радующим публику именно на Западе.
Умер Борис Рубашкин в мае 2022 года, совсем немного не дожив до своего 90-летия, но в России это печальнее событие осталось фактически незамеченным. Многие российские деятели культуры, знакомые с Рубашкиным, узнавали о его смерти практически случайно.