На первый взгляд в этой вещице не было ничего необычного - это был тот тип веера, который можно увидеть на многих древних египетских фресках и рельефах, изображающих фараонов. Длиной чуть более метра он был сделан из дерева и «покрыт листовым золотом». Как обычно бывает у вееров такого типа, ручка завершалась папирусом, а по краю когда-то располагались 30 коричневых и белых перьев. Однако уникальным этот веер делало то, что, согласно надписи на нем, перья принадлежали страусу, убитому самим Тутанхамоном.
Две сцены, выбитые на основании веера, посвящены охоте. На аверсе изображена погоня. Фараон находится в своей колеснице, натягивает лук, чтобы подстрелить пару испуганных страусов, пока его верные слуг и гончая бегут рядом со скачущими лошадьми. На оборотной стороне — добыча. Довольный своим успехом, Тутанхамон едет неторопливо, под мышкой у него пучок перьев, а впереди колесницы идут два слуги, несущие страусов, которых он только что убил.
По сравнению с великой погребальной маской или святилищем Анубиса, конечно, этот артефакт может показаться не более чем диковинкой. Но из всех находок в гробнице Тутанхамона веер оказался одной из самых показательных.
Сам по себе тот факт, что фараон охотился на страусов или имел веер из страусиных перьев, не является чем-то из ряда вот выходящего. Страусы были распространены на юге Египта, в королевстве Куш (Нубия) и Пунте, мало изученном сегодня регионе, вероятно, простиравшемся до Африканского Рога (сегодня это полуостров, где находятся Сомали, Эфиопия, Эритрея и Джибути). И с древнейших времен охота на страусов была любимым развлечением фараонов. Есть даже свидетельства того, что птиц выращивали внутри страны.
Одной из причин увлечения страусом была его особая природа. Самая крупная на Земле нелетающая птица, она может вырасти до 2,8 м в высоту и развивать скорость до 70 км в час. Хотя его голова и шея практически голые, тело покрыто длинными довольно длинными свободно свисающими перьями. Страус откладывает самые крупные яйца среди всех известных животных. А ещё у него есть прекрасная привычка исполнять «танцевать» на рассвете.
Все это, кажется, впечатляло египетских фараонов. Cкорость, с которой страус бегал, делала его отличным развлечением; перья идеально подходили для изготовления элегантных аксессуаров, из скорлупы страусиных яиц делали различные украшения — от ваз до бус. И да, по крайней мере одного фараона, Яхмоса I, сравнивали с «танцующим страусом» из-за его преданности богу Солнца Ра.
Ещё одна причина популярности страусов кроется в божественных ассоциациях. И хотя страусов не наделяли такими собственными «защитными» функциями как кошек или крокодилов, этих птиц неразрывно связывали с богиней Маат. Дочь Ра и Хатхор была богиней истины, справедливости и мудрости и регулировала гармонию земных вещей. Страусиное перо в головной повязке было ее отличительным атрибутом. Начиная со времен Старого Королевства, ее редко (если вообще когда-либо) изображали без повязки на голове. Отождествление было настолько сильным, что страусиные перья даже использовались как символическое изображение самой Маат и качеств, которые она воплощала.
Это ярко проявляется в представлениях древних египтян о загробной жизни. Согласно Книге Мертвых , сердце умершего человека взвешивалось на пере Маат». Если сердце было легче пера, умерший вел чистую жизнь и ему было позволено отправиться в райский уголок, известный как «Тростниковое поле». Если, наоборот, на сердце было тяжелее, это было безошибочным доказательством злобы, и умерший отправлялся на съедение к демону Аммиту.
Всё это делало страусиные перья не только религиозным атрибутом, но и внешним проявлением праведности и аксессуаром для высокопоставленных лиц того времени. И конечно, необычайно подходящей добычей для фараонов.
Итак, Тутанхамон охотился на страусов. Это один из немногих известных фактов о фараоне, которого прославили сокровища его гробницы. Происхождение Тутанхамона остаётся неясным. Сегодня считается, что его отцом, вероятно, был Эхнатон (Аменхотеп IV). О матери мнения расходятся – возможно это была дочи Мекетатона Нефертити, или сестрой Эхнатона, известная как «Младшая леди».
Тутанхамон родился в период религиозных потрясений, когда поклонение традиционным богам было заменено культом солнечного диска Атона, что отражено в его имени при рождении «Тутанхатен» («живой образ Атона»). После смерти Эхнатона по крайней мере один, а может быть, и два фараона правили Египтом до того, как Тутанхамон занял трон в возрасте 8-9 лет. Как свидетельствует реставрационная стела Тутанхамона, его правление ознаменовалось восстановлением традиционных образцов поклонения и возвращением столицы из Амарны в Фивы. Другие надписи указывают на то, что он основал город-крепость Фарас и что от его имени велась война против нубийцев. Он женился на своей сводной сестре Анхесенамон, у них родились две мертворожденные дочери, и он умер в возрасте 18 или 19 лет. Кроме этих немногих фактов, мало что можно сказать с уверенностью о Тутанхамоне. И главной загадкой остаётся вопрос – почему фараон умер таким молодым.
За последние 100 лет мумия Тутанхамона изучалась не раз и не два, и результаты этих исследований породили еще больше теорий.
В конце 1960-х годов считалось, что, поскольку внутри его черепа были найдены два фрагмента кости, его убили. В последнее время мнение склоняется в пользу какого-либо врожденного расстройства или заболевания. Предполагаются сколиоз, синдром Марфана, эпилепсия, малярия, синдром Антли-Бикслера и множество других болезней. Например, немецкий генетик Карстен Пуш, предположили, что Тутанхамон имел косолапость и ему нужна была трость, чтобы ходить; другие утверждали, что он страдал более серьезными психическими расстройствами.
И хотя однозначных доказательств всем этим диагнозам не существует, подозрение в физической немощи Тутанхамона имело серьезные последствия для того, как воспринимали его правление. Учёные закономерно считали, что инвалид был слабым, а если взять в расчет его юный возраст, то Тутанхамон просто не мог справляться с социальными и религиозными беспорядками, охватившими в ту пору Египет. Среди людей, которые обладали в ту пору реальной властью, называют командующего армией Хоремхеба и визиря Ай.
Но одно из самых главных противоречий официальной версии о «немощном фараоне Тутанхамоне» заключается в артефактах, найденных в его гробнице и подчёркивающих царскую мощь. Ещё Картер заметил на стенах гробницы множество сцен активной жизни фараона, а среди находок были бумеранги, луки, богато украшенные полудрагоценными камнями, и кинжалы с чеканными изображениями диких зверей. На баночке с благовониями фараона изображен добыча с охоты, а на гробу из черного дерева - сам Тутанхамон, стреляющий в дикую птицу и рыбу. На отщепе известняка, найденном возле входа, есть даже рисунок юного короля убивающего льва копьем.
Есть изображения Татунхамона и более воинственного характера. Одна сцена из расписного деревянного ящика короля показывает, как он в своей боевой колеснице убивает нубийских солдат; в другом он изображен в облике сфинкса, топчущего сирийцев ногами.
Сторонники гипотезы немощного мальчика-короля заявляют, что не стоит принимать всё это за чистую монету. По их мнению, луки, бумеранги и кинжалы менее значимы, чем кажутся. К началу Нового царства опись предметов, включенных в царские захоронения, была формализована, предметы выбирались больше для их использования в загробном мире, чем по их значимости в реальной жизни фараона. Высказываются сомнения и в достоверности изображений. Септики заявляют, что сцены битв и охоты были неотъемлемой частью иконографии фараонов в эпоху Нового царства, и они рассказывают о том, как должен был действовать монарх и не имею ничего общего с реально происходившими событиями.
И всё же есть мнение, что именно веер из страусиных перьев – показательный артефакт, который не является визуальной гиперболой. Учёные утверждают, что именно этот веер представляет собой вещественное свидетельство жизни Тутанхамона и подтверждает, что он охотился на страусов, как минимум, один раз. И даже если у него были какие-то диагнозы, он явно не был слабаком. Поэтому историки считают, что не стоило бы недооценивать и другие предметы из гробницы фараона как артефакты, характеризующие его личность. Уж если Тутанхамон мог добыть страуса, то очевидно, он умел обращаться и с оружием, мог охотиться на льва и повести армию в бой. Недавние исследования его погребального храма в Фивах дают этому подтверждение.
Если эта теория подтвердится, имидж Тутанхамона как «больного мальчика-фараона» будет разрушен. Безусловно, по современным меркам он был молод. Но в то время в 14 лет людей уже считали взрослыми, и нет никаких основания предполагать, что в этом возрасте фараон не взял бразды правления в свои руки. Безусловно, он во многом полагался бы на своих министров и генералов; но это не значит, что они находились под его властью. И даже если у него были какие-то и физические недостатки, это не мешало ему в правлении государством.
Египтолог Элизабет Фруд подчеркивает, что сегодня все еще существует тенденция подходить к Тутанхамону и египетской археологии в целом с эйбистской и даже эйджистской точки зрения: молодость считается признаком неспособности принимать решения, а физические особенности – признаком неадекватности. Веер из страусиных перьев показывает, что это опасное заблуждение. И современная наука должна стремиться не только критически относиться к любым фактам, но и преодолевать предрассудки.