Повторяющиеся мотивы в работах Аргаван включают в себя закрывание женских ртов и глаз, символизирующее попытку контролировать свою речь и зрение; красную, золотую и чёрную нить; птиц как символы ограничения; шары и цепи — всё это изображено в небольших архитектурных пространствах. Иллюстрированные рукописи и миниатюрные картины персидского периода Сефевидов (1501-1736), на которых женщины изображались в покорных или второстепенных ролях, послужили вдохновением для архитектурных декораций художника.
Хосрави критически рассматривает эти всё ещё распространённые исторические гендерные иерархии в своём искусстве и противостоит им, показывая их негативные аспекты. В начале октября прошлого года она опубликовала видео в Instagram, на котором было видно, как она проводит кистью по холсту, создавая тонкие пряди. «В дни, когда я рисую волосы, меня переполняют гнев и надежда. Больше, чем когда-либо», — написала она в подписи.
Она добавила к посту хэштег #MahsaAmini — имя двадцатидвухлетней женщины, которая умерла в столице Ирана Тегеране в сентябре после того, как была арестована полицией нравственности страны за то, что якобы неправильно носила хиджаб. С тех пор смерть Амини стала катализатором общенациональных протестов — во многих из которых молодые женщины и девушки демонстративно стригли волосы, и её имя стало призывом к объединению в социальных сетях.
Аргаван выросла в светской тегеранской семье после иранской революции 1979 года, когда новый теократический режим установил репрессивные правила для женщин, включая обязательное ношение хиджаба, или головного платка, на публике.
«В очень раннем возрасте я поняла, что существует такой контраст между вашим личным пространством, домом и общественными пространствами. Дома вы вольны делать всё, что захотите. Поэтому с юных лет ты учишься ориентироваться в этой двойной жизни», — говорит Хосрави, поскольку сама столкнулась с полицией нравственности в 2011 году и была временно задержана.
В своих насыщенных метафорами работах художница часто изображает длинные распущенные волосы в качестве символа. На её сюрреалистические, сказочные портреты женщин, которые появляются на многослойных поверхностях, напоминающих архитектурные фасады, повлияли сглаженные перспективы и тщательные детали персидских миниатюрных картин.
Контраст и противоречие — одна из главных концепций, которую художница исследует в своей работе, указывая на дихотомии в жизни многих иранских женщин. Красные или чёрные нити — повторяющийся мотив в её картинах. Они кажутся обвитыми вокруг пальцев или запястий её фигур, пришитыми к их закрытым ртам или выходящими из глаз (иногда в виде нарисованных линий, иногда в виде физических нитей, свисающих с холста).
«Я думала о своих воспоминаниях из Ирана. Есть много красных линий, которые навязаны нам правительством», — говорит она.
С тех пор как в сентябре начались протесты, Аргаван наблюдала за тем, как волосы стали мощным символом, поскольку женщины обрезали их в знак протеста или солидарности и сжигали свои хиджабы на улицах.
«Женщины стригут волосы — это древняя персидская традиция, когда ярость сильнее власти угнетателя. Момент, которого мы так долго ждали, настал. Политика, подпитываемая поэзией», — написала в конце сентября в твиттере писательница и переводчица из Уэльса Шара Аташи.
На картине «Прикрой свои волосы!», которую художница недавно повторно опубликовала в социальных сетях, женщина свисает на куске красной ткани, её длинные тёмные волосы плотно обернуты в материал. Стилизованные персидские солдаты на лошадях обвивают нитями её тело, создавая пронзительный образ подавления. Ко всему прочему у неё есть сцены с полей сражений, где солдаты нападают на женщин. И теперь, на улицах современного мира люди видят видеозаписи этих сил безопасности (и) уровня жестокости, когда они нападают на протестующих. А ещё, по словам художницы, у неё есть несколько визуальных метафор, но сейчас они происходят буквально. Как бы там ни было, а Аргаван надеется, что её сюжеты отражают опыт не только иранских женщин, но и любой другой женщины, чьи права находятся под угрозой.
«Что-то общее между всеми (женщинами на моих картинах) заключается в том, что они примерно того же возраста, что и я, или их цвет волос или черты лица в какой-то степени похожи на мои собственные ... потому что я думаю о своей собственной истории и других женщинах, которые прошли через то же самое», — сказала она.
Сейчас Аргаван набрасывает идеи для новых картин, реагируя на то, что, как она надеется, изменит ситуацию в её родной стране. Несмотря на то, что все персонажи на её портретах в той или иной степени самостоятельны, она работает над новым набором символов, которые будут напоминать о силе женщин, бросающих вызов целому правительству, чтобы заявить о своей независимости в отношении своего тела.
Художница превратила трехмерные рельефы в свои первые отдельно стоящие и подвесные скульптуры ещё до Black Rain. Эти совершенно новые работы, большие по масштабу, находятся под сильным влиянием движения «Женщины, жизнь, свобода». Несмотря на то, что они больше не фигурируют в архитектурных рельефах, женщины по-прежнему находятся в центре этой работы, теперь трансформированной в архитектуру.
Аргаван создала новых женщин-солдат, одетых в кольчугу и персидские доспехи средневековья. В одной из работ она изобразила женские волосы в виде стрел, превратив их в смертоносное оружие против репрессивных патриархальных структур. Искусно смешивая Восток и Запад, настоящее и прошлое, фантазию и реальность, а также религиозные и светские темы, Аргаван создала работы, которые перекликаются с политической борьбой настоящего момента.
Зачастую ей работа основана на традиционной персидской миниатюре, но художница не заинтересована в увековечении представлений о культурной экзотике и изображении иранских женщин жертвами на постоянной основе. Её картины отражают двойную жизнь, которую она вела в Иране, придерживаясь исламского права на публике и придерживаясь свободы мысли и действий в частной жизни. Однако её творчество также является средством смены власти, подтверждения личных историй и приобщения к универсальным посланиям о правах человека.