В 1969 году прямо под Новый год в кинотеатрах страны стали показывать кукольный мультфильм режиссера Романа Качанова «Крокодил Гена и его друзья», который был поставлен по мотивам детской книги Эдуарда Успенского. Семейный мультипликационный фильм произвел фурор. Взрослым и детям понравился придуманный писателем тропический зверек Чебурашка. Теперь его знали все — Чебурашка стал очень популярным в СССР! Каждый ребенок хотел лично познакомиться со сказочным персонажем. В магазинах начали скупать все книги Успенского, а производители начали искать свою выгоду и выпускать товары с изображением Чебурашки. Его можно было встретить на советских открытках, марках, на этикетках детской косметики, газированных напитков и конфет.
Первым заводом, который стал производить конфеты с изображением литературного героя, стал «Красный октябрь». Название также было посвящено персонажу Успенского - «Чебурашка». Однако на фантике был изображен довольно странный зверек. Он не был похож на мультипликационного Чебурашку и выглядел так словно его нарисовал маленький ребенок. Так и есть! Руководителями завода был устроен конкурс детских рисунков, а затем самого лучшего нарисованного Чебурашку поместили на обертку конфет. Саму карамель изготовили сливочного вкуса с шоколадной начинкой. Детям очень понравился этот вкус, да и название у конфет было запоминающееся. Спрос на карамель «Чебурашка» стал повышаться с каждым днем, но купить их можно было недолго... Уже в начале 90-х конфеты исчезли с прилавков магазинов.
Когда в стране начала зарождаться рыночная экономика, разгорелись споры относительно авторских прав на использование литературного образа Чебурашки в изготовлении различных детских продуктов. В советских городах уже существовали детские сады, клубы, продукты питания и косметика с изображением «ушастика». Писатель Эдуард Успенский утверждал, что авторство полностью принадлежит только ему, а художник Леонид Шварцман говорил, что мультипликационный образ - большие уши, глаза и милую мордочку, создал он. В ходе разбирательств Успенский отстоял авторство и теперь размещать образ и название «Чебурашка» можно было только с его согласия.
После того как Успенский официально оформил авторские права на использование торговой марки «Чебурашка», завод «Красный октябрь» должен был отчислять вознаграждения за каждую проданную конфету. Однако завод этот факт игнорировал. Писателю ничего не оставалось, как с помощью судебного процесса решить этот вопрос. Во время судебного заседания писатель потребовал прекратить производство карамели или выпускать, но оплатой авторского права. Стороны судебного разбирательства примирились, но производство конфет так и не возобновилось. Как объяснил начальник юридического отдела завода Константин Феденюк, удовлетворить поставленные условия писателем они не могли, но было предложено взаимовыгодное предложение. Автор отказался. Руководители завода решили не усугублять конфликтную ситуацию и полностью остановили производство конфет с изображением литературного героя.
Дети, которые обожали карамельку «Чебурашка», получился самый нежелательный исход. Конфет с изображением любимого героя больше не было в магазинах. Правда, некоторые советские граждане утверждали, что в это же время появились новые конфеты с удивительно знакомым вкусом — карамель была сливочного вкуса с шоколадной начинкой, а назвалась она «Ванька-Встанька». Оказалось, что производитель решил попытать удачу и перезапустил выпуск «Чебурашки» под новым названием. Но эта идея не увенчалась успехом. Конфеты так и не стали популярными, несмотря на сохранение рецептуры.
Сейчас в России можно встретить конфеты «Чебурашка», которые производят разные кондитерские фабрики. Правда, с советской карамелью они не имеют ничего общего. В магазинах можно купить леденец на палочке, жевательную конфету, сладкий адвент календарь, драже, сладкий бокс, шипучку и шоколадные конфеты — все они носят имя литературного героя Успенского. Дети продолжают любить такие сладости, но не из-за вкуса, а за Чебурашку, который изображен на упаковке.
Источник: https://novate.ru/blogs/011124/71296/