После распада Советского Союза из школьной программы образования постепенно убрали очень нужный предмет «Чистописание». Почерк стали упрощать и убирать из него все лишние «палочки» и «крючочки». Причиной отмены каллиграфии стала оптимизация написания текста. Без написания букв по строгому стандарту школьники начали писать в 2 раза быстрее, правда, теперь написанное на бумаге нельзя было назвать произведением искусства. Упрощенная программа привела к развитию «плохого» почерка. Более того, он перестал выполнять функцию развития мелкой моторики, а стал лишь одним из способов передачи информации.
Нельзя сказать, что отмена чистописания была сделана с корыстной целью, скорее, это произошло из-за развития современных технологий — появлению компьютеров, мобильных телефонов и интернета. Вместо чистописания школьникам ввели урок информатики, на котором они учатся быстро набирать текст. Тем не менее в Сети «гуляю» старые фотоснимки советских прописей. На них красивым разборчивым почерком написаны простые предложения. Современные дети могут только мечтать о такой аккуратном письме.
Люди старшего поколения, наверняка, помнят школьные занятия по начальной военной подготовке, которые шифровались аббревиатурой НВП. Во время урока школьники изучали гражданскую оборону, оказание медицинской помощи раненым, общевоинские уставы страны, строевую и топографическую подготовку. Как правило, предмет преподавали военные в отставке. Также они учили детей собирать и разбирать автоматы, маршировать, пользоваться противогазами и даже гранатой. Сейчас в современных школах нет этого предмета. Школьникам в краткой форме излагают информацию о военном деле на уроках ОБЖ. Однако некоторые депутаты хотят вернуть НВП, поскольку считают, что предмет помогает будущим защитникам Родины.
До конца 80-х годов астрономия в школах Советского Союза была основным предметом, а затем её убрали из школьной программы. Астрономию изучали только один год — в 10 классе. На первый взгляд, предмет кажется простым и больше фантастическим, но нет. Уровень математики и физики был высок. Дети изучали звезды, кометы, малые тела Солнечной системы, законы геофизики, космическую геодезию, движение искусственных спутников Земли и космического мусора, а также исследовали химический состав разных тел. В больших городах школьников водили на экскурсии в астрономические центры и планетарии. Астрономия помогала школьникам развивать абстрактное мышление во времени, размерах и расстояниях. Советские дети четко понимали, где они живут и как устроенна целая Вселенная. Современные ученики такими познаниями уже не обладают.
С пятого по десятый класс в советских школах изучали черчение. Этот предмет был важен для подрастающего поколения, поскольку он помогал заложить основу деятельности для многих профессий: архитекторов, инженеров, дизайнеров. На уроке дети учились чертить, а затем читать чертежи, пользоваться профессиональными инструментами и аккуратно работать на листе. Кроме того, черчение помогало развивать мышление, ведь не каждый сможет с первого раза увидеть и нарисовать в разрезе спичечный коробок, болт или шкаф.
После отмены этой дисциплины многие инженеры забили тревогу. Если ребенка вовремя не научится ориентироваться в пространстве предметов, то будучи взрослым он этого уже не сделает. Многие родители до сих пор мечтают, что в современные школы вернется то самое советское «Черчение». Между тем, этот предмет в школьном образовании в небольшом количестве есть, просто он «спрятан». Черчение преподают на уроке «Технология». Современные школьники учатся выполнять чертежи, диаграммы, технические рисунки, графики. Более того, дети получают опыт работы в графическом редакторе, создавать текстовый документ и рисунок. Однако это больше относится к «Компьютерной графике», чем к советскому черчению.
Пожалуй, самым необычным предметом в советских школах была «Этика и психология семейной жизни». Эта дисциплина была нужна для подготовки детей к жизни в обществе. Школьникам рассказывали информацию, которую не каждый родитель сможет правильно объяснить. Преподаватели с подростками обсуждали вопросы контрацепции и начала половой жизни. Детям объясняли, почему могут развестись родители, как улучшить взаимопонимание в семье и раскрывали тайны материнства. Также учителя помогали детям избавиться от страхов и другим психологических проблем. На уроке дети могли решать тесты, рисовать психологические рисунки и выполнять задания в команде. После распада СССР предмет убрали из школьной программы. Однако сейчас постепенно в некоторые современные школы его вводят, но уже с другим названием «Семьеведение». Дети будут изучать семейные традиции, ценности и способы построения здоровых отношений меду парнями и девушками.
Источник: https://novate.ru/blogs/271024/71241/